22, П'ятниця - 14:58:44
Двадцать восемь лет назад в Украине состоялся референдум, подтвердивший стремление украинского народа иметь собственное независимое государство. Вздумай сегодня кто-то провести такой референдум, у него ничего бы не вышло: закона, регламентирующего проведение референдумов, на данный момент в стране попросту нет. Хотя необходимость в нем назрела. Максимальная легитимизацияИдея провести 1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум возникла 24 августа – в день провозглашения независимости Украины. Сегодня многие говорят, что референдум был нужен для того, чтобы подкрепить политическое решение Верховной Рады, принявшей Акт независимости. Однако на самом деле тогда, в августовские дни 91-го, вряд ли кто-то с уверенностью мог сказать, поддержит народ независимость или нет. Тем более никто не мог предполагать, что поддержка будет такой подавляющей, как оказалось в итоге. Поскольку в марте того же 91-го в СССР прошел другой референдум, в ходе которого народу предлагали определиться, нужно ли сохранять Советский Союз. В общем бюллетене фигурировал вопрос: "Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?". По решению тогдашнего руководства Украины, для граждан, проживающих на территории республики, был включен второй вопрос: "Согласны ли вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?". По результатам мартовского референдума на первый вопрос положительно ответили 70,2 % проголосовавших в Украине граждан, на второй – 80,2 %. Разумеется, за истекшие с момента весеннего референдума месяцы произошло много событий, повлиявших на мнение жителей Украины. Но говорить, что результаты декабрьского плебисцита были предопределены изначально, как минимум, неправильно. Идея парламента дополнительно легитимизировать Акт о независимости было решением компромиссным и в некоторой мере рискованным. Тем не менее 1 декабря украинский народ на единственный вопрос референдума "Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?" ответил положительно. 90,32% граждан поставили в бюллетене отметку напротив слова "да". Учитывая, что в референдуме приняли участие более 84% граждан, легитимность народного волеизъявления не вызывала сомнений.
Проблемы с закономРеферендум, фактически положивший начало развалу СССР, проходил по закону, принятому в том же 1991 году. До этого в самом советском государстве мира коммунистическая власть советоваться с народом категорически не хотела: референдумов в СССР не было как явления. Но после проведения в марте Всесоюзного референдума (был проведен по закону СССР) республики озаботились утверждением собственного законодательства в данной сфере: общесоюзный закон сложно было назвать демократичным. Закон Украинской ССР "О всеукраинском и местных референдумах" вступил в силу незадолго до провозглашения Акта независимости и в декабре очень пригодился. Как для документа, принятого еще в советских реалиях, закон оказался неожиданно хорош и, можно сказать, опередил свое время. Опередил настолько, что им пользовались еще целых двадцать лет – вплоть до ноября 2012 года. Впрочем, "пользовались" – это сильно сказано. На общегосударственном уровне закон использовали всего раз – в 2000 году. Тогда президент Леонид Кучма, чье десятилетнее правление было омрачено практически постоянной борьбой с оппозиционным парламентом, затеял референдум, дабы свою власть укрепить, а власть Верховной Рады, соответственно, ослабить. Народу предложили высказать свое мнение по шести насущным вопросам. В процессе два из них "отсеял" Конституционный суд. Но на четыре народ ответил. В частности, поддержав ограничение депутатской неприкосновенности (90,2% "за"), сокращение парламента до 300 депутатов (91,1% "за"), формирование двухпалатного парламента (82,9% поддержали) и расширение перечня оснований для роспуска ВР ("за" – 85,9%). Решения народа так никогда и не были претворены в жизнь – за исключением нормы о роспуске парламента в случае несформирования большинства. Что касается местного уровня, то по тому закону 1 декабря 91-го был проведен местный референдум в Закарпатье. Тогда жители области проголосовали (78% "за") относительно самоуправляемости области. Местные плебисциты, называвшиеся, впрочем, опросами, проходили также в Крыму в 1992 году, Донецкой и Луганской областях в 1994-м. Результаты всех их имплементированы не были. В 2012 году на обветшавший, но все еще боевой закон о референдуме положил глаз режим Януковича. Пропрезидентское большинство утвердило новый закон о референдумах, отправив документ 1991 года "на пенсию". Говорить много о новом законе не стоит хотя бы потому, что век его оказался значительно короче, чем у предшественника. Документ был признан крайне сомнительным по многим позициям сперва Венецианской комиссией, а затем и Конституционным судом. В итоге в апреле 2018 года Конституционный суд закон о референдуме Януковича признал антиконституционным и отправил в архив. Но, поскольку закон 1991 года утратил силу, на сегодня законодательства, регламентирующего проведение общеукраинских и местных плебисцитов, в Украине нет. Народовластие прекрасно. Но и опасно тожеА оно необходимо. Как действующей власти (хотя бы для того, чтобы выполнить свое обещание вынести на референдум вопрос о продаже земли иностранцам), так и народу (особенно на местном уровне).
По его словам, сейчас власть отвечает на запрос через общественные бюджеты, петиции, общественные обсуждения.
Сегодня новые законы об общеукраинском и местном референдумах, объединенные в пакет законов "О народовластии", все еще дорабатываются. Каким будет этот пакет, еще неизвестно. Тем временем в обществе то и дело раздаются вопросы: нужно ли принимать закон о референдуме сейчас, когда Россия в полной мере продемонстрировала, что этот инструмент может быть обращен против Украины? Эксперты сайта "Сегодня" утверждают, что стоит. Но только предусмотрев в нем соответствующие предохранители.
Алексей Гарань, в свою очередь, говорит о другой опасности, которую могут нести в себе референдумы.
Кроме того, по его словам, власть не должна злоупотреблять референдумами. И тем более выносить на них вопросы, раскалывающие общество.
Действительно, как ни обидно это сознавать, народ далеко не всегда может принять взвешенное и правильное решение. Примеров тому множество. Как в истории Украины (мартовский референдум 1991 года), так и в мировой (тот же Брексит, о котором многие британцы уже жалеют). Потому, хоть референдум и действительно нужный инструмент, обращаться с ним необходимо крайне аккуратно. Джерело: https://www.segodnya.ua Мітки:
|