Легализация заработной платы — один из важнейших вопросов, который со временем не теряет своей актуальности. Выплата заработной платы в “конверте” обворовывает людей и государство, ослабляет социальную защиту работников. От неуплаты налогов, взносов с теневых доходов страна теряет поступления средств в государственный бюджет, Пенсионный и другие социальные фонды, а работники остаются без соответствующей социальной защиты и надлежащего в будущем пенсионного обеспечения. Существует проблема уравнивания официальных заработных плат между работниками различной квалификации, установления всем работникам от самых простых профессий до руководителя окладов (ставок) на уровне минимальной заработной платы. Поэтому субъектам хозяйствования нужно учитывать, что согласно статьи 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год” от 21.12.2016 № 1801-VIII в 2017 году установлена минимальная заработная плата в месячном размере: с 1 января - 3200 гривен; в почасовом размере: с 1 января - 19,34 гривны.
Но Законом Украины от 06.12.2016 № 1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон) приведено понятие минимальной заработной платы в соответствие с европейской практикой и международными нормами, как нижнего предела оплаты труда, который гарантируется государством.
Согласно этого Закона при расчете размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются, например доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам и т.д. Установленные доплаты работнику должны выплачиваться сверх размера минимальной заработной платы (3200 гривен). Поэтому минимальная заработная плата начисляется за неквалифицированную работу, ниже которой не может начисляться оплата за выполненную работником месячную работу, например - дворнику, грузчику, уборщику. Так как заработная плата наемных работников зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально - деловых качеств работника и должна оплачиваться достойно. То есть необходимо повышение заработной платы работникам в соответствии с требованиями ст. 94- 97 КЗОТ Украины, ст. 5, 11 Закона Украины “Об оплате труда” от 24.03.1995 №108/95-вр и с учетом генеральных (отраслевых), региональных соглашений. Должностным лицам предприятий и физическим лицам-предпринимателям, надо иметь в виду, что за нарушение требований законодательства о труде (статьи 21, 24, КЗОТ Украины) предусмотрена ответственность по ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях, что предусматривает наложение штрафа от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и по ст. 265 КЗОТ Украины наложение штрафа в стократном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения
Инициатива Правительства по увеличению минимальной заработной платы с 1 января 2017 года позволит привлечь дополнительный ресурс в бюджет Пенсионного фонда Украины и будет способствовать детенизации бизнеса.
Добропольское объединенное УПФУ
Начальник отдела контрольно - проверочной роботы А.Г. Лапоног