4, Понеділок - 20:30:16
Не уверены в том, что в маникюрном салоне чистят приборы? Не идите туда. Не убедились, что в кафе моют посуду за посетителями? Не стоит там обедать. А, если уж чем-то заразились – ничего не поделаешь, обращайтесь в суд. Такая логика была у правительства, когда оно ликвидировало Государственную санитарно-эпидемиологическую службу (СЭС) в рамках дерегуляции. Теперь очевидно – в этой логике есть существенные пробелы. Как известно, украинское правительство на протяжении 2014-2017 годов подчистую ликвидировало Государственную санитарно-эпидемиологическую службу. А Президент Владимир Зеленский в июне 2019 года подписал указ о признании таким, что утратило силу, Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины. Однако со вспышкой в мире коронавирусной инфекции COVID-19 Совет национальной безопасности и обороны спохватился, что в Украине нет органа, который занимается вопросами инфекций, касающихся человека, и обратился к Кабинету министров с предложением возобновить деятельность санитарно-эпидемиологической службы. Об этом сообщали секретарь СНБО Алексей Данилов 23 февраля. «Совет национальной безопасности и обороны обратился к Кабинету министров не вернуть нашу службу, о которой у нас кое-кто из средств массовой информации... а именно, чтобы она стала выполнять те функции, которые она должна была бы выполнять. Речь идет о санэпидемической службе. Но это не проверка столовых, кафе или рестораций. Это сугубо борьба с такими вещами, какие сегодня есть в стране», – сказал он. Стоит отметить, что СНБО не зря бьет тревогу. Тезис о том, что «государственным приоритетом должна стать не контролирующая функция, а добровольная профилактика и поддержание здорового образа жизни» в нашей стране не срабатывает перед реальными угрозами. А в череде реформ после ликвидации СЭС в Украине как-то забыли о том, что ряд функций, которые выполняла Санэпидемслужба, теперь не выполняет никто. Напомним, чем, согласно Положению занималась СЭС: - первоочередные меры по профилактике инфекционных болезней, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных поражений людей; - санитарные меры по охране территории Украины от занесения и распространения особо опасных (в том числе карантинных) и опасных инфекционных болезней, государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль в пунктах пропуска через государственную границу; - государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением требований санитарного законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, физическими лицами и гражданами, реализацией ими санитарных и противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - применение мер для прекращения нарушения санитарного законодательства; - надзор за соблюдением требований санитарных норм и стандартов (действуют ли они сейчас – предмет отдельного анализа – прим. ред.); - анализ причин и условий ухудшение санитарной и эпидемической ситуации, подготовка предложений по санитарным и противоэпидемическим (профилактическим) мерам и контроль за их проведением; - государственный социально-гигиенический мониторинг, мониторинг атмосферного воздуха, поверхностных вод суши и питьевой воды и пр. Функции СЭС передали самим гражданам?Полномочия ликвидируемой СЭС должны были распределиться между Центром общественного здоровья и Государственной службой контроля по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпотребслужбой). Но, по сути, часть функций СЭС не передали никому. Речь идет о функциях принятия оперативных мер в ситуации с рисками распространения опасных для человека инфекций. «Госпотребслужба сегодня выполняет функции бывшей СЭС, кроме тех, которые касаются общественного здоровья и профилактики заболеваний», — подчеркивал в 2016 году на тот момент председатель Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимир Лапа. К слову, отвечая на вопрос, кто ответственен за частые массовые отравления в Украине, Владимир Лапа отметил, что ответственность должен нести непосредственно хозяйствующий субъект, который предоставил некачественный пищевой продукт. Однако, по словам на тот момент главы Госпотребслужбы, в Украине достаточно редкой является практика привлечения виновных к ответственности через суд, в общем, из-за того, что сами потребители не отстаивают свои права предусмотренным законодательством способом — то есть, в суде. «Следующим шагом должна стать активная позиция граждан в отстаивании своего права на безопасную санитарно-эпидемиологическую обстановку», — подчеркивали представители Господтребслужбы. Проще говоря, некоторые функции СЭС передали на откуп самим гражданам по принципу «наказывайте недобросовестных предпринимателей гривной и через суд». Чем занимается Центр общественного здоровья?Центр общественного здоровья создавался не «на замену» СЭС. Это такой себе аналог американского CDC (Центра по контролю и профилактике заболеваний — федерального агентства Министерства здравоохранения США). В Грузии, к примеру, Центр общественного здоровья разрабатывает санитарно-гигиенические стандарты как для лечебных учреждений, так и для учебных заведений — детских садов, школ и других — которые пользуются доверием общества и которых стараются придерживаться все заведения. По статусу Центр общественного здоровья это государственное учреждение, а не центральный орган исполнительной власти. ЦОЗ дает рекомендации, но не может принудить выполнять их. Информацию о задачах американского аналога в Украине можно найти на сайте МОЗ. Так, в 2016 году МОЗ писал: «Наша мета створити таку систему, у якій кожен керівник центрального та місцевого органу виконавчої влади буде враховувати наслідки своїх рішень для здоров’я населення… Центр матиме доступ до медичної статистичної інформації, здійснюватиме обробку баз даних, готуватиме науково обґрунтовані рішення та аналітику у сфері громадського здоров’я. Також він керуватиме обласними установами у сфері громадського здоров’я. Реалізацію політики у сфері громадського здоров’я на регіональному рівні здійснюватимуть органи місцевого самоврядування. Вони будуть відповідальні за санітарний та епідеміологічний добробут населення, імплементацію Національної стратегії громадського здоров’я на місцевому рівні, а також за інформування населення». Также в этой информации (за 2016 год) подчеркивается, что «в Україні відсутній закон, який регулює сферу громадського здоров’я. Зараз у міністерстві йде підготовка відповідного законопроекту та стратегій по певних напрямках громадського здоров’я, а саме: біологічної безпеки, розвитку національної системи крові, контролю за неінфекційними хворобами, а також стримування стійкості до протимікробних засобів». Кроме того, указывалось, что «у планах МОЗ — створення єдиної електронної системи спостереження за захворюваннями та мережі оперативного реагування на епідемічні загрози. Спільно з міжнародними партнерами планується обладнати мобільні та стаціонарні аналітичні лабораторії з належним рівнем біобезпеки, оснастити та провести тренування бригад швидкого реагування. Також будуть обладнані інфекційні бокси-ізолятори у головних пунктах перетину кордону України (аеропорти та порти) та інфекційні відділення високого рівня захисту у центральних лікарнях госпітальних округів». На данный момент неизвестно, чем закончилась идея по полноценному внедрению единой электронной системы наблюдения за заболеваниями и сети оперативного реагирования. Так, на сайте правительства есть лишь такая информация за 2017 год. «Министерство здравоохранения начало подготовку исходных данных для внедрения в Украине Электронной интегрированной информационной системы наблюдения за инфекционными заболеваниями (EIDSS). Система позволит оперативно выявлять вспышки инфекционных заболеваний и реагировать на них в режиме реального времени. Процесс внедрения такой электронной системы длительный и кропотливый, поэтому требует объединения усилий, взаимного понимания и поддержки на уровне всех регионов. Программный продукт после введения e-health сможет полностью интегрироваться в общую электронную систему здравоохранения». Проект по внедрению EIDSS МОЗ реализовывало совместно с Агентством уменьшения угрозы при Министерстве обороны США. Исполнителем работ по внедрению системы была названа компания «Блэк энд Витч Спешиал Проджектс Корп». Подробнее о системе можно прочитать на сайте Посольства США в Украине в разделе «Программа уменьшения биологической угрозы». Стоит отметить, что согласно Приказу МОЗ от 27.06.2019 №1475 «Об утверждении Плана оптимизации лабораторной сети в системе общественного здоровья» было предусмотрено внедрение вышеуказанной электронной интегрированной системы эпидемиологического надзора за заболеваниями (EIDSS) в каждом заведении общественного здоровья до конца 2019 года и создание структурных подразделений Центра общественного здоровья Украины по противодействию опасным, особенно опасным и новым инфекционным заболеванием, биозащиты и биобезопасности во Львове, Одессе и Харькове. Кроме того, в 2018 году МОЗ разработал и вынес на общественное обсуждение законопроект «О системе общественного здоровья», и уже при новом министре Зоряне Скалецкой – другой законопроект «О системе общественного здоровья и обеспечения санитарно-эпидемического благополучия», который объединяет существующие законы «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и «О защите населения от инфекционных болезней», а также вводит новые положения по регулированию системы общественного здоровья. Но реформа пока остается в «стадии реформирования» и не была доведена до конца. Главный санитарный врач: есть или нетКроме того, возникает вопрос с процедурой оглашения по всей территории или в отдельных административных единицах Украины карантина. Согласно действующему Закону «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях режима чрезвычайного положения полномочия вносить МОЗ представление для принятия решения об обращении к КМУ с предложением об установлении карантина имеет Главный санитарный врач Украины (он также имеет ряд других немаловажных полномочий согласно ст. 40). Но Главного государственного санитарного врача Украины как такового физически не существует несколько лет. К слову, 11 февраля 2020 года под председательством секретаря СНБО Алексея Данилова состоялось межведомственное совещание, посвященное вопросу предотвращения угрозы эпидемии нового коронавируса. На нем было принято решение рекомендовать Минздраву в недельный срок разработать и внести предложения по возобновлению деятельности санитарно-эпидемиологической службы на территории Украины. А до тех пор, пока работа СЭС не будет возобновлена, было предложено возложить обязанности главного государственного санитарного врача Украины на министра здравоохранения. Не говорите, что не предупреждали….Отметим, что еще летом 2019 года на сайте Президента была зарегистрирована петиция с требованием восстановить Государственную санитарно-эпидемиологическую службу как «ликвидированную в результате грубого нарушения Конституции и законов Украины Кабинетом министров» и устранения вызванных этим угроз национальной безопасности Украины. … Закон предусматривает ряд полномочий, принадлежащих исключительно главным государственным санитарным врачам и должностным лицам СЭС, в частности: - в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях режима чрезвычайного положения ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ УКРАИНЫ вносит центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование государственной политики в сфере здравоохранения, обоснованное представление для принятия решения об обращении к КМУ с предложением об установлении карантина; - вносить представление о введении особых условий в случае возникновения или угрозы возникновения или распространения особо опасных и опасных инфекционных болезней, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных поражений населения; - предоставлять представление об отстранении от работы, учебы, посещения дошкольных учреждений лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, больных опасными для окружающих инфекционными болезнями, или лиц, которые были в контакте с такими больными, - вводить внеочередные профилактические прививки, другие санитарные меры в случае угрозы возникновения или распространения особо опасных и опасных инфекционных болезней. Сейчас должностных лиц – главных государственных санитарных врачей с того момента в Украине не существует, их полномочия согласно закону никто не выполняет. Отсутствуют исполнители положений статей 31-44 указанного выше закона в действующей редакции, так же как и ряда положений Закона «О защите населения от инфекционных болезней» Все вышеперечисленное является грубым нарушением Конституции и законов Украины, создает критические необратимые риски распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (со значительным ростом смертности) среди населения Украины из-за противоправной ликвидации законных механизмов реагирования на них», - отмечалось в петиции. По сути, автор петиции описал проблему, которая имеет место сейчас. Успеют ли ее решить до того, как ситуация может стать критической (ведь угрозу может представлять не только коронавирус), неизвестно. Джерело: https://sud.ua Мітки:
|