22, П'ятниця - 05:40:50
С появлением на наших прилавках большого количества новых продуктов и уходом от советского тотального дефицита, появилось огромное количество новой информации. Эта информация имеет как положительные стороны так и, к сожалению, отрицательные. В чем же выражаются обе эти стороны одной медали? Безусловно, потребитель имеет право знать о потребляемом продукте абсолютно все: из чего он состоит, не нанесут ли вред его организму входящие ингредиенты или весь продукт в целом и многое другое. Например, состав продукта должен быть описан полностью, не нужно, конечно впадать в крайности и требовать расписать рецептуру. Но указать входящие ингредиенты по мере убывания – это логично и справедливо по отношению к покупателю. Ведь все мы прекрасно знаем, что существуют различные способы приготовления одних и тех же продуктов, новые технологии постоянно входят в нашу жизнь. В одних случаях они просто изменяют способ приготовления, оставляя продукт практически неизменным, в других оставляют от продукта лишь привычное наименование. Вот в этом случае и помогает хорошая информативная этикетка. Например, такой продукт как колбаса. По определению, колбаса – это мясное изделие и соответственно оно должно быть сделано из мяса. Но если в продукт добавить крахмал + растительный белок + специи + ароматизаторы + удержатели влаги + красители, то от мяса останется очень мало, и это будет означать, что это уже не продукт из мяса. Можно ли его назвать колбасой?
Или, например водка. Она ведь также состоит из ингредиентов и большая их часть как раз не спирт, а вода. И поэтому странно, когда некоторые производители забывают в составе указать самую большую часть состава.
Но здесь в памяти всплывает произведение классика: "Горе от ума". Большая часть потребителей, получив необходимую информацию, успокаивается и продолжает употреблять понравившийся продукт. А вот некоторые, недопоняв информацию, начинают фантазировать, доводя информацию до абсурда.
Примерно так обстоят дела с пищевыми добавками, обозначенными в составе продуктов индексом Е. Первоначально информация об этих ингредиентах практически полностью отсутствовала, поэтому и пошла волна боязни. Первые слухи заявляли о том, что именно такими индексами злые буржуи обозначают опасные добавки, травя наших несчастных покупателей. А индексы стоят для того, чтобы сами буржуины не покупали такой товар.
А все на самом деле гораздо проще. Развитие новых технологий, высокая конкурентность, рыночное развитие экономики привело к созданию большого количества новых ингредиентов, причем они ведь не появляются из ниоткуда (надеюсь вы помните закон сохранения энергии?), многие добавки являются очень маленькими частичками уже имеющихся веществ. Существуют как натуральные, так и искусственные добавки, но их разделение, это тема отдельной статьи. Это как селекция, вывели нужный сорт с нужными свойствами или сделали вытяжку конкретного вещества, например красителя, из свеклы. Все это разнообразие как-то необходимо классифицировать, ведь одну и ту же добавку можно использовать в совершенно разных продуктах, например формальдегид запрещен как пищевая добавка, но может использоваться как ингредиент для мебельной промышленности. И тогда страны Евросоюза, куда мы очень хотим попасть, создали классификатор пищевых добавок, для простоты разделив все добавки на функциональные группы, например: красители, ароматизаторы, консерванты, эмульгаторы и т.п., и дав им соответственно номерные позиции.
И теперь и тогда, появление нового индекса всегда сопровождается его испытаниями на безопасность для человека и окружающей среды. И если есть хоть малейшие ограничения, то они в описании продукта всегда указываются, где нельзя применять данную добавку. Похожим образом ситуация обстоит и с ингредиентами для косметики и парфюмерии, существует специальная Директива ЕС, в списке которой находятся все ингредиенты с описаниями и ограничениями по применению.
Зная боязнь наших потребителей перед индексами Е, многие производители просто указывают наименование добавки без указания индекса, но от этого, сам индекс никуда не девается.
Эти, и многие другие, очень знакомые всем нам вещества имеют свои индексы. Давайте наконец уйдем от "Горе от ума" к "Знание - сила" и перестанем бояться непонятного. Как говорил известный медик средних веков Парацельс: "Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза". Так и здесь, правильная дозировка способна улучшить продукт и помочь потребителю, но вот безграмотность при использовании способна принести вред. Например все экзотические фрукты обработаны поверхностными консервантами для того, чтобы смогли достичь своего потребителя вдали от места произрастания. Но, обрабатывая продукт, производитель надеется на здравый смысл покупателя, перед употреблением фрукт надо помыть, нарушая такие элементарные правила гигиены, мы грешим на консерванты и соответственно на производителя, забывая, что сами виноваты. Джерело: сайт міста Добропілля Мітки:
|