21, Четвер - 18:30:49
ГРИШИНО – ДОБРОПОЛЬЕ: В ЭТИ ДНИ – 100 ЛЕТ НАЗАД… 30 января 1914 года Министр путей сообщения предоставил на рассмотрение законодательных учреждений законопроект № 2552 «Об утверждении строительной стоимости работ и поставок по сооружению железнодорожной линии от станции Рутченково Екатерининской железной дороги до станции Гришино (Красноармейск, - прим.) той же дороги, и от последней – ветви до местечка Доброполье, для обслуживания северной части Гришинского района, и о разрешении расходовать на указанные работы 3000000 руб. из кредита 17719599 руб., отпущенного по № 597-му Высочайше утверждённой Государственной Росписи на 1913 год, на расходы по улучшению казённого железнодорожного дела». Согласно законопроекту, строительная стоимость линии Рутченково – Гришино (76 вёрст) с подвижным составом предполагалась в размере 7048951 рублей, ветви Гришино – Доброполье (29 вёрст) – 1058674 рублей. Законопроект утверждён 1 июля 1914 года [1, c. 9917; 2, с. 8708; 3, № 160 ст. 1861]. К этому времени строительство железной дороги Рутченково – Гришино – Доброполье уже началось. С 29 по 30 мая 1914 года строительство было торжественно открыто комиссией Екатерининской железной дороги в составе начальника дороги К.Н.Ванифантьева (руководитель строительства), его заместителя В.А.Ереховича, инженера техотдела службы пути А.И.Сахарова (ответственный исполнитель) и прочих специалистов. Комиссия прибыла на станцию Рутченково поездом, после чего пересела на автомобили и объехала все объекты наметившегося строительства. «Работы ведутся хозяйственным способом… Во время осмотра линии рабочие обратились к К.Н.Ванифантьеву со словами благодарности и просили его принять по русскому обычаю «хлеб-соль». В настоящее время сделано много земляных работ и работ по сооружению полотна… Новостроющейся (!!!) линии обеспечена высокая эксплоатация и назначение её сведётся к уменьшению угольного кризиса, возникшего по всему югу России ещё в прошлом году» [4]. В Управление по постройке линии Рутченково – Гришино и Северных Гришинских ветвей входили: К.Н.Ванифантьев (начальник Екатерининской железной дороги и работ по строительству), В.А.Ерехович (начальник службы пути, заместитель начальника и заведующий технической частью постройки), А.И.Сахаров (старший инженер постройки), А.А.Богомолов («инженер для технических занятий»), М.А.Свирелин (начальник участка постройки), В.А.Рот (начальник 1-й дистанции, - предположительно, от станции Рутченково до Рои), Б.Н.Добротворский (начальник 2-й дистанции, - предположительно, от Рои до Селидовки), Н.С.Новиков (начальник 3-й дистанции, - предположительно, от Селидовки до Гришино), П.Т.Барсуков (начальник 4-й дистанции, - предположительно, от Гришино до Доброполья) [5, c. 217]. А между тем, по данным Инженерного Совета Министерства путей сообщения, к укладке пути в районе станции Гришино доль трассы новой железной дороги приступили лишь в августе 1914 года [1, с. 9918]. Строительство новой железной дороги началось с перспективой завершения осенью 1916 года «при том условии однако, если необходимые на работы кредиты будут отпущены своевременно» [2, с. 8709]. Промежуточные планы были таковыми: к осени 1914 года предполагалось уложить путь и открыть движение от станции Гришино на несколько вёрст в южном направлении (скорее всего, до Чунишино) [1, с. 9918]. Летом 1914 года законопроект о строительстве настоящей железной дороги рассматривала Государственная Дума, которая данный проект утвердила. «На основании проведенных летом 1913 года окончательных (нет, далеко не окончательных, - прим.) изысканий, [транспортным] ведомством в настоящее время выработан проект железнодорожной линии Рутченково – Гришино и ветви Гришино – Доброполье. Главнейшею целью сооружаемой железнодорожной линии от станции Рутченково, Екатерининской железной дороги, до станции Гришино, той же дороги, и ветви Гришино – Доброполье является обслуживание Гришинского угленосного района в целях наиболее удобной эксплуатации угольных его залежей как в тех местностях, где ведётся уже разработка угольных пластов, имеющих рабочую мощность и промышленное значение, так и в тех, где произведенные разведками залежи каменного угля можно считать установленными и где, посему, проведение железной дороги вызовет их разработку… Северная Гришинская ветвь (на Доброполье) направляется от станции Гришино на север, по водоразделу между бассейнами рек Казённо[го] Торца и Быка, с поворотом её на водораздел между реками Быком и Водяной. Начиная с 7-й версты, линия вступает в районы залегания угольных пластов и до конечного своего пункта (станция Доброполье) совпадает с их простиранием, проходя на протяжении 22 вёрст в середине угольной площади. Конечным пунктом ветви является станция Доброполье. Длина ветви Гришино – Доброполье составляет 29 вёрст… Линия Рутченково – Гришино и ветвь на Доброполье спроектированы так, что по окончании постройки могут пропускать 8 пар поездов. Для ветви на Доброполье, пролегающей по… ровной местности… наибольшие уклоны равняются 0,006 на прямых и кривых, крутизна которых на ветви не превосходит 300 сажен… Комиссия о путях сообщения, рассмотрев настоящий законопроект, признала желательным сооружение железнодорожной ветви от станции Рутченково, Екатерининской железной дороги, до станции Гришино, той же железной дороги, с ветвями: 1) от сей последней станции до местечка Доброполье, 2) к разъезду Цукуриха и 3) к разъезду Чунишино» [6, № 836 с. 1-3]. В планы строительных работ вмешалась внезапно разгоревшаяся Первая Мировая война. Уже летом 1914 года начались проблемы, связанные с призывом трудоспособных железнодорожников на фронт и отсутствием пленных им взамен. Однако строительство решили не сворачивать и не переносить до лучших времён, но использовать для скорейшего удовлетворения потребностей развивающейся горной промышленности Западного Донбасса. В конце октября 1914 года Инженерный Совет Министерства путей сообщения указывал: «В настоящее время Управлением Екатерининской железной дороги рассматривается вопрос об отправке теперь же угля из района постройки, и весьма вероятно, что при временном рабочем движении удастся вывезти в предстоящую зиму некоторое, хотя бы и небольшое количество угля» [1, с. 9918]. Однако, ни в зиму, ни в последовавшую весну, достичь запланированного не удалось… В 1915 году начали сдавать нервы у горнопромышленников района Гришино. В профильные министерства и ведомства посыпались ходатайства о скорейшем сооружении новых железных дорог в данном районе. Причиной тому явилось быстрое строительство (за один сезон 1914 года) частной подъездной ветви от станции Гришино к Новоэкономическому руднику Донецко-Грушевского общества. К июлю 1915 года на участке железной дороги Гришино – Доброполье был уложен путь (без балластировки), и начато (на первых порах – неофициально) временное грузовое движение [7]. В конце 1915 года было открыто временное пассажирское (рабочее) и товарное движение на следующих участках строящейся железной дороги: Гришино – Доброполье (циркуляр Главного Штаба № 145 от 2 ноября), Гришино – Селидовка и Рутченково (Красногоровка) – Роя (циркуляр № 167 от 15 декабря) [8]. Открытие движения на новых направлениях в районе станций Гришино, Рутченково, Красногоровка способствовало развитию горного дела в Донбассе.
Автор: Павел Белицкий Список источников: 1.Сооружение линии Рутченково – Гришино – Доброполье // Горно-заводское дело, № 44. 1914. – с. 9917-9918. 2.Пути сообщения / О постройке железнодорожной линии Рутченково – Гришино и Северных ветвей от ст. Гришино // Горно-заводское дело, № 11. 1914. – с. 8708-8709. 3.Журнал Министерства Юстиции. Год двадцатый / № 7, сентябрь 1914. – Петроград, 1914. 4.Пути сообщения / Осмотр линии Рутченково – Гришино // Горно-заводское дело, № 29. 1914. – с. 9342. 5.Екатеринославский адрес-календарь. 1916 год. – Екатеринослав, 1916. – 505 с. 6.Приложения к стенографическим отчётам Государственной Думы. Четвёртый созыв. Сессия вторая. Пг., 1914. 7.Подолян В.В. Слово про Добропiлля. – Добропiлля, 2009. – 367 с. 8.Циркуляры Главного Штаба за 1915 год. – http://www.gen-volga.ru/biblio/b-1915.htm Джерело: сайт міста Добропілля Мітки:
|