Сегодня в Золотом Колодезе рассказывал о проектах ж.д. к селу, - тоже столетней давности :-)Добавлено (31.05.2015, 21:55:39)
---------------------------------------------
Загадки железки на Доброполье
В преддверье предстоящего векового юбилея открытия временного товарного и пассажирского движения на участке ж.д. Гришино (Красноармейск) - Доброполье самое время поговорить о загадках данного направления.
1) Сухецкий разъезд. В документах и литературе Совета Съезда горнопромышленников юга России, деловой переписке углепромышленников за 1913-1918 г.г. упоминается т.н. Сухецкий разъезд. Предположительно, речь идёт о железнодорожном раздельном пункте - будке 11 верста (12 километр) ветки Гришино (Красноармейск) - Доброполье, разрушенной в годы ВОВ или после войны. Было ли здесь путевое развитие в реальности - достоверно неизвестно, но то что предполагалось - это факт. От разъезда планировали строить ширококолейный и узкоколейный рельсовый путь на Григорьевку (Разино), соединительную ветку на Краматорскую. Весной-летом 1918 г. разъезд планировали открыть для приёма угля. Что помешало - лишний раз объяснять не стОит...
Есть неподтверждённое документально предположение, что подобные будки-разъезды планировали открыть в районе Запорожского хутора (6 верста), и современного посёлка Новый Донбасс (23 верста).
2) Трассировка ветки. По рассказам старожилов, когда строили асфальтовое шоссе Красноармейск - Доброполье, в районе Запорожского хутора из земли были извлечены старые рельсы, шпалы и т.п. Т.е., первоначальная трасса участка ж.д. Красноармейск - Доброполье немного не совпадала с современной. Причина, по-видимому, кроется в примыкании ж.д. Рутченково - Гришино и Доброполье - Гришино к ст. Гришино в дореволюционное время. Согласно документам Государственной Думы, в районе восточнее ст. Гришино изначально предусматривалось разноуровневое пересечение путей главной линии Екатерининской ж.д. веткой Рутченково - Гришино. Последняя по Гришино примыкала не к главным станционным путям, но к сортировке. Ветка же на Доброполье также примыкала к сортировке и была расположена севернее ветки на Рутченково (это подтверждают дореволюционные картосхемы по линии МПС и Геологического комитета).
3) Станция Золотой Колодезь. Первоначальный проект Северных Гришинских ветвей (1913 год) предусматривал строительство не только ж.д. Гришино - Доброполье, но и её северного ответвления - Мерцалово - Золотой Колодезь - Новое Штепино. Причём, станция Золотой Колодезь предусматривалась не в районе самого села, но на удалении от последнего ок. 5 вёрст. Т.е. в районе современного закрытого разъезда Облачный. Ветка должна была лишь подойти к месторождению, и повернуть в направлении Святогоровки. К станции должны были примыкать грунтовые и рельсовые подъездные пути к селу, где шла кустарная разработка угля. На схемах станций Екатерининской ж.д. за 1917 год указана по ст. Мерцалово проектируемая ветка на Золотой Колодезь.
В 1915-1916 г.г. общество Токмакской ж.д. составило проект линии Цареконстантиновка (Камыш-Заря) - Гришино - Краматорская, где была предусмотрена узловая станция Золотой Колодезь, - пути на Краматорскую, Лозовую и Гришино. По верстажу проектируемого направления видно, что станция предусматривалась в районе недавно открытой станции Мерцалово Екатерининской ж.д.; возможно, предусматривалась соединительная ветка Мерцалово - Золотой Колодезь длиною 1 верста.
Но ещё раньше, в 1912-1913 г.г., общество Северо-Донецкой ж.д. составило проект линии Краматорская - Гришино - Рутченково, где также предусматривалась станция Золотой Колодезь. На этот раз, предположительно, станцию проектировали как раз в районе села - в районе балки Нероблене, где и работали кустарные шахты, и современной Краматорской автотрассы...
Стоит ли рассказывать, что ни один из трёх проектов не был осуществлён?..
Кто ещё что-то знает?