На днях один мой весьма уважаемый коллега похвастался, что взял в кредит под ноль процентов великолепный широкоформатный (40 дюймов по диагонали) телевизор. Я внимала ему с потаенной белой завистью, поскольку сама уже давно мечтаю о подобном чуде современной бытовой техники. «Представляете, — взахлеб расписывал мой знакомый свое «везение». — Оказалось, в этом торговом центре ни справок о доходах не нужно, ни первого взноса, а при ежемесячных платежах в банк там будут взимать только 0,01 процента сугубо по кредиту плюс процент за услуги банка. И все! Мы с женой прикинули, что при таком раскладе вообще нет никакой накрутки. Мало того, при оформлении кредита выяснил, что банк, дающий деньги взаймы, настолько заинтересован в привлечении клиентов, что сам (!) платит комиссионные за покупателя!» Услышанное настолько завораживало простотой и выгодностью, что хотелось ну прямо вот сейчас сорваться с места и понестись что есть духу навстречу своей мечте! Тем более что все это рассказывал человек солидный и авторитетный. Удерживал от безумства лишь маленький, бившийся в глубине подсознания вопросик, типа: а на фига, собственно, банку нужно такое кредитование, очень смахивающее на бульон из-под яиц? К тому же у меня были еще свежи в памяти воспоминания о покупке в кредит цифрового фотоаппарата (тогда была срочная загранпоездка). До сих пор киплю от злости на саму себя за то, что переплатила за фотик больше 50 процентов от его стоимости! Поэтому, охладив свой неуемный потребительский пыл, я решила обратиться за дружеской консультацией к нескольким сотрудникам ведущих столичных банков. Признаюсь, услышанное окончательно привело меня в чувство. Вот, что они мне рассказали...
Кредит — услуга, безусловно, удобная. Для тех, кто сразу не может заплатить полную стоимость вожделенной покупки, а совершить ее очень хочет. В таком случае нет ничего оптимальнее, чем купить товар в кредит. И это, пожалуй, единственный плюс ныне модного предложения.
Остальные золотые горы (которыми заманивают потенциальных покупателей специализирующиеся на кредитовании торговые центры) — мистификация. Как и беспроцентный кредит. В любом банке вам не задумываясь пояснят, что бесплатных кредитов не бывает! Бесплатным бывает лишь сыр, заманивающий глупых мышей в мышеловки, о которых чаще всего им ничего не сообщается.
ЗАКОНОМ ПИСАНО
Вот, например, в Америке потенциального заемщика в заблуждение не вводят. Ему предлагается два варианта покупки в кредит: покупка товара по рыночной стоимости с последующими выплатами по кредиту, включая проценты, и покупка товара по цене, которая уже включает банковские проценты (в этом случае минимальный взнос при покупке будет больше). То есть заемщик вправе выбирать, когда ему выгоднее потратить большую часть средств: сейчас или потом. Английским банкам привлекать клиентов «беспроцентными» кредитами вообще запрещено.
Зато в Украине можно все. Творим, что хотим. Так, в Кодексе административных правонарушений «обман потребителя» значится как «введение покупателя в заблуждение». И вроде бы, по закону о защите прав потребителей рекламу нулевых кредитов можно подвести под статью, ведь нарушение прав потребителей в части предоставления информации налицо (в чем подвох, вы скоро поймете). Однако существует другой закон «О банках и банковской деятельности», в котором прописано только то, что клиент должен знать размер процентной ставки.
СКОЛЬКО СТОИТ 0-ПРОЦЕНТНЫЙ КРЕДИТ?
Хит нынешнего сезона — кредит под ноль процентов — еще один умелый маркетинговый ход, увеличивающий спрос на товары. Идея заработать на страсти населения ко всему бесплатному оказалась продуктивной. Как поведал менеджер одного магазина, эта схема у них самая востребованная. По ней продается до 40 процентов товара.
«У нас все бесплатно и дешево! — кричит реклама в торговом центре. — Покупайте, пока акция не закончилась!»