22, Неділя - 05:51:18
Модели поведения предпринимателей при
отстаивании своих интересов
У предпринимателя довольно ограниченный набор способов отстаивания своих интересов. Во-первых, "не высовываться" – работать в надежде, что все образуется само собой, или попытаться найти надежную "крышу" в лице высокопоставленного родственника, чиновника или сотрудника контролирующих структур. При такой модели поведения предприниматель старается наладить "хорошие" отношения с работниками контролирующих органов, руководствуясь их рекомендациями и советами или пользуясь возможностями "крыши". Главный недостаток такой модели поведения – это неизбежность ситуации, когда интересы предпринимателя вступят в противоречие с интересами "крыши" или контролирующего органа. В таком случае всегда страдают интересы предпринимателя. Что касается защиты интересов предпринимателя-одиночки через суд, то при нынешнем состоянии судебной системы это превращается в многолетнее дорогостоящее мероприятие с сомнительным результатом, порекомендовать которое можно лишь большому любителю скандалов. Вторая возможная модель поведения предпринимателя – это непосредственная борьба за власть через финансирование и личное участие в деятельности партий и политических организаций. При выборе этой модели необходимо помнить, что политика – это искусство компромиссов в поиске поддержки электората, а голосующих пенсионеров всегда больше, чем предпринимателей. Кроме того, надо помнить, что в борьбе за власть можно и проиграть. Поэтому бизнес в таком случае должен быть достаточно сильным, чтобы удержаться в случае политического проигрыша, или же пользоваться известной практикой "раскладывания яиц по разным корзинам", т. е. осуществить финансирование сразу нескольких политических сил. Эта модель мало приемлема для основной массы предпринимателей. Наконец третья модель – представление интересов через общественные объединения предпринимателей. (Вопросы легализации (официального признания) общественных предпринимательских организаций с приведением примеров Устава и других документов рассмотрены в "Частном предпринимателе" № 17, сентябрь 2005 г. (Прим. редакции.)) Объединение предпринимателей в общественные структуры Существует несколько типов общественных объединений предпринимателей, причем одни и те же организации могут иметь в той или иной степени признаки разных типов. 1. Объединения предпринимателей, основная цель которых защита интересов своих членов в различных органах. Это ассоциации частных предпринимателей и профсоюзы. Деятельность профсоюзов должна проходить в несколько иной плоскости. Однако так исторически сложилось, что именно профсоюзы первыми легально объединили частных предпринимателей в борьбе за свои права. Уплачивая членские взносы в такие организации, предприниматель может рассчитывать на консультации, письма в поддержку и т. п. За дополнительную оплату организация может представлять интересы предпринимателя в контролирующих органах или использовать юриста в случае судебного разбирательства. Можно отнести к недостатку такого типа организаций тот факт, что имеются случаи, когда руководство такими организациями превращается в способ зарабатывания денег. Однако предпринимателю, получающему конкретную помощь, чаще всего все равно кому платить, лишь бы решить возникшую проблему. 2. Объединения предпринимателей по профессиональному (отраслевому) принципу. В основе этих организаций лежит потребность в информационном обмене с предпринимателями, работающими в похожем бизнесе, необходимость построения цивилизованных взаимоотношений с конкурентами, поиск партнеров для совместных акций. Являясь членом такой организации, предприниматель получает доступ к информации о конференциях, семинарах, выставках в интересующей его отрасли. Члены таких организаций часто привлекаются к работе над проектами нормативных документов, участвуют в работе общественных советов при министерствах и ведомствах, что в конечном итоге позволяет более эффективно вести собственный бизнес. В перспективе, по мере формирования гражданского общества, именно профессиональные общественные объединения должны взять на себя целый ряд функций регулирования в отдельных отраслях хозяйственной деятельности (стандартизация, сертификация, лицензирование и т. п.). Главное достоинство общественных объединений по профессиональному признаку является и главным недостатком – это достаточно узкая специализация, ведь очень часто способ решения проблемы уже имеется. С другой стороны, наработки одной отрасли могут успешно применяться предпринимателями в других отраслях и способствовать общему улучшению предпринимательского климата в стране. Общим для всех общественных организаций предпринимателей является создание "предохранительной прослойки" между предпринимателем и чиновником, значительно затрудняющей непосредственное давление на предпринимателя и в то же время дающей возможность воздействовать на чиновника. Имеются у такой структуры и плюсы для чиновника: в случае нарушения принятых правил игры предпринимателем чиновник может обращаться за надлежащей оценкой к предпринимательскому сообществу, не боясь быть обвиненным в предвзятом отношении и давлении на конкретного предпринимателя. Преимущества общественных объединений очевидны. Почему же участие в них предпринимателей, скорее, исключение, нежели правило? Для начала попробуем оценить предпринимательскую среду. Статистика утверждает, что способностью к предпринимательской деятельности обладает до 10% населения. Учитывая демографическую ситуацию в Украине, региональные особенности, возрастные ограничения, можно говорить о 2,5-3,5 млн. человек. На самом деле в бизнесе занято значительно большее количество, но не каждый владелец магазина или зарегистрированный частным предпринимателем является таковым по своей сути. Будем также учитывать, что в числе наших 2,5-3,5 млн. находятся менеджеры, директора и другие наемные работники, чье участие в общественных структурах в значительной степени ограничено.
Источник: сайт міста Добропілля
|