В Добропольском городском центре занятости прошел семинар с участием представителей органов власти, предприятий и организаций, посвященный трудоустройству инвалидов.
Ситуация с трудоустройством лиц с ограниченными возможностями в нашем регионе плачевная. И этому есть ряд причин.
Угольщики уже много лет пытаются изменить законодательство в части трудоустройства инвалидов, но все их инициативы пока остаются безрезультатными. Закон обязывает трудоустроить на предприятие не менее 4% инвалидов от общего количества трудящихся. Даже завод в этом плане выглядит предпочтительнее, чем шахта – инвалида (не всякого, конечно) можно поставить у станка или уборщиком в цеху.
В шахте основная масса трудящихся работает под землей, и там инвалидов априори не должно быть. Но закон не учитывает особенности горного производства, и цифра в 4% применяется ко всему количеству персонала, а не только к тем, кто трудится на поверхности. Вот и выходит, что шахта с числом всех работников в 2 000 человек должна устроить 80 инвалидов. Естественно, для них в природе не существует столько рабочих мест.
А за то, что шахта не устроила гипотетических 80 инвалидов, она должна выплатить немаленький штраф. Чтобы не платить огромные суммы, угледобывающие предприятия идут на ухищрения. Например, объявляют вакансию для инвалидов на 0,1 ставки. Кто согласится работать на такую зарплату? Да никто. Вот и получается замкнутый круг – государство не хочет идти на уступки горнякам, сделав квоту на прием инвалидов только для рабочих поверхности, горняки ищут законные пути, чтобы минимизировать штрафы.
Инвалидов на шахтах немало, но штат уборщиц или ламповщиц ограничен. Вакансии на 0,1 ставки, кстати, это, в основном, токари и фрезеровщики. А просмотрев список лиц с инвалидностью второй и третьей группы (более 200 человек, треть от общего числа безоаботных), состоящих на учете в Добропольском городском центре занятости, можно увидеть, что большинство из них – «белые воротнички», начиная от директора. Рабочих крайне мало. Кто из экономистов или юристов пойдет переучиваться на токаря, чтобы потом получать 0,1 ставки, если даже имеющие такую профессию не желают этого делать?
Вот и выходит, что проблема трудоустройства инвалидов повисла в воздухе. Государство делает вид, что все хорошо – закон есть, кто его нарушает, платит штрафы – что еще надо? Предприятия, в нашем случае шахты, делают вид, что они приглашают на работу инвалидов, но они не идут. А инвалиды на самом деле просто сидят без работы.