22, П'ятниця - 14:04:12
На этой неделе Верховная Рада, как ожидается, направит в Конституционный суд для выводов проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти). Сам проект был подан в парламент в прошлую пятницу и уже вызвал как шквал критики, так и огромное количество аргументов в пользу изменений. Моментов для дискуссий в проекте на самом деле предостаточно. Хотя сам закон сложно назвать новым. Проблемная децентрализацияВпервые законопроект с таким же названием и такой же сутью был подан в парламент как неотложный еще предыдущим президентом Петром Порошенко 1 июля 2015 года. С этим документом связаны действительно трагические события в истории страны. В течение двух месяцев документ был отозван, доработан, направлен в Конституционный суд и рассмотрен им, вынесен на голосование в парламент. 31 августа 2015 года, в день рассмотрения проекта Верховной Радой у здания на Грушевского произошли серьезные столкновения. В результате которых был ранен или пострадал 141 человек, погибли 4 военнослужащих Национальной гвардии. Протесты были вызваны наличием в тексте (статья 18 Переходных положений) нормы, согласно которой особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей разрешалось определять отдельным законом. Собственно, это та самая норма, на которой настаивала Россия тогда, и о которой Путин говорил на встрече Нормандской четверки неделю назад. Несмотря на протесты, парламент предварительно одобрил изменения ("за" проголосовали 265 депутатов). Но на этом все и закончилось: проект был отложен в долгий ящик и больше не рассматривался. В коалиции начались центробежные процессы и набрать 300 голосов для окончательного утверждения документа было нереально. О чем измененияРеформа децентрализации слишком сложна и слишком многое меняет в нашей жизни, чтобы в одном материале даже просто очертить все аспекты, которая она несет в себе. Образно говоря: будет ли в вашем селе школа и детсад, а в городе – больница также в определенной мере зависит от документа, который рассмотрит парламент. С некоторыми элементами децентрализации уже знакомы граждане, объединившиеся в территориальные громады. Но и для них предполагаемые изменения несут много нового. Что же касается тех жителей Украины, которых "ползучая децентрализация" вовсе еще не коснулась (а таких – подавляющее большинство. По данным на октябрь 2019 года в Украине было создано всего около тысячи ОТГ на которых проживает менее трети населения страны), то изменения их ожидают кардинальные. В случае утверждения изменений в Конституцию "тянуть волынку" с созданием ОТГ больше не получится: первичной единицей в системе административно-территориального устройства становится громада. Со всеми вытекающими преимуществами (как-то возможность распоряжаться значительным количеством заработанных средств) но и с большей ответственностью граждан. Районы ликвидируются и на смену им приходят округа. Сколько их будет – неизвестно (этот вопрос урегулирует отдельный закон). Предварительно речь идет о серьезном укрупнении: по всей стране округов, которые придут на смену районам будет около сотни. Области останутся, но сколько будет их – неизвестно также. Предварительно изменять численный состав областей не предполагается. Однако из Конституции убирается полный и исчерпывающий перечень областей. И добавляется пункт, по которому ликвидация и создание областей, определение их территорий (равно как громад и округов), их наименование и переименование относится к полномочиям Верховной Рады. То есть если раньше для ликвидации или создания области, ее переименования нужно было вносить изменения в Конституцию, после утверждения реформы это можно будет сделать законом. Также к полномочиям парламента отнесли определение правового статуса административно-территориальных единиц. Эта норма в проекте закона, кстати, вызвала наибольшую критику и опасения, но об этом чуть позже. На место "всесильных" глав районных и областных администраций должны прийти префекты. Назначать на должность и увольнять будет президент Украины по представлению Кабмина. Полномочия префектов, по сравнению с главами администраций где-то существенно сужены. Но где-то расширены. К примеру, префект, с одной стороны, лишь надзирает за соблюдением законности радами громад, округов и областей, а также координирует работу территориальных органов центральных органов исполнительной власти. С другой – по его представлению могут быть приостановлены решения громад (правда, лишь те, которые создают угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности). В итоге, на основе этого представления и решения Конституционного суда президент может приостановить полномочия рады громады, округа или области и назначить Временного управляющего. А в итоге все это может обернуться роспуском рады и досрочными выборами. А вот пункта об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО в нынешнем проекте нет. "Палка о двух концах"Впрочем, часть экспертного сообщества, считает, что он и не нужен. Поскольку "зашитая" в изменения норма, позволяющая парламенту определять правовой статус административно-территориальных единиц, дает возможность Верховной Раде простым законом присвоить какой угодно статус какой угодно территории.
По его словам, полномочия парламента, которые закладываются в Конституцию сейчас, в будущем могут привести к серьезным последствиям.
В то же время политолог Владимир Фесенко, констатируя, что риски есть, все же не склонен их преувеличивать.
Что же касается опасности предоставления особого статуса отдельным регионам законом, то, как напомнил эксперт, это практикуется и сейчас.
При этом он отметил, что норму о полномочиях полномочий парламента определять правовой статус административно-территориальных единиц все же должны более подробно разъяснить юристы.
Владимир Фесенко отметил, что в контексте решения вопроса Донбасса реформа несет в себе как риски, так и возможности.
Но, по его словам, реформа несет еще один интересный нюанс, который почему-то многие выпускают из внимания.
Защита от сеператистовЕще один момент, вызывающий вопросы экспертов – наличие в проекте механизмов, позволяющих не только приостанавливать решения местных органов самоуправления, но и прекращать при определенных обстоятельствах полномочия этих органов.
В то же время Владимир Фесенко акцентирует, что вышеупомянутые полномочия необходимы, дабы не допустить решений местных советов, угрожающих территориальной целостности Украины.
Джерело: https://www.segodnya.ua Мітки:
|