Несмотря на то, что децентрализация на территории Украины стартовала более четырех лет назад, многие все еще не смогли разобраться с ситуацией на местах. Именно после принятия Кабинетом министров Концепции реформы местного самоуправления в регионах стали формироваться первые объединенные территориальные громады (ОТГ).
Сотрудники аналитического портала Слово и дело решили более детально изучить, как реформа децентрализации повлияла на регионы Украины, какие полномочия получили сформированные громады, кто ими управляет и какие новые функции получили органы управления.
Реформа децентрализации власти в Украине направлена на создание совершенно новой и современной структуры местного самоуправления. Она предусматривает создание на территории страны 27 регионов, которые в основном, расположились на территории уже существующих областей Украины. Каждый регион, в свою очередь, делится на 100 — 150 районов, которые должны включать в себя 1,5 — 1,8 тысяч объединенных территориальных громад.
Напомним, что первая такая громада сформировалась на территории Луганской области в 2015 году. В ее состав вошли 5 сел и один поселок. На сегодня, созданные громады охватывают около 30% всей площади государства и насчитывают около 6,3 миллиона жителей.
Рекордсменом по образованию территориальных громад в данный момент является Днепропетровская область — 56 ОТГ. Меньше всего общин было сформировано в Закарпатской области — всего 6 ОТГ.
Политический аналитик Валентин Красноперов отмечает, что реформа децентрализации отлично показала себя именно в тех ОТГ, которым удалось найти свою специальность.
«Сейчас ситуация развивается очень интенсивно. Городам областного значения разрешено присоединять к себе поселки, что влечет за собой создание огромных громад. Главный плюс от этого состоит в том, что политика, наконец, добралась и до регионов. Это должно создать систему некоторых сдержек и противовесов», — рассказал он.
Больше года прошло с того момента, когда в поселках и селах, которые входят в состав территориальных громад, стала действовать должность старосты. При этом законодательство Украины пополнилось новым понятием — «Старостинским округом».
«Староста является представителем интересов жителей округа в громаде. По сути он выступает посредником между жителями поселков и местной властью. В его обязанности входит посещение пленарных заседаний сельских, поселковых и городских советов. Также он обязан оказывать помощь жителям в подготовке документов. Заниматься просчетом программ для местного бюджета также задача старосты», — говорится в сообщении.
На этом обязанности старосты не заканчиваются. На его плечи ложится состояние окружающей среды, инфраструктуры и правопорядка.
Жители округа сами контролируют и выбирают старосту. Это значит, что в случае, если староста не справляется с поставленными перед ним задачами, жители могут отозвать его с занимаемой должности.
Все вышеперечисленное лишь малая часть нововведений, которые последовали после внедрения реформы децентрализации в Украине. Процесс продолжается. На очереди принятие нескольких десятков законопроектов, в частности о муниципальной полиции и законодательных инициативах.
Более подробная информация изображена на инфографиках ниже.