С 1 июля 2016 года вступает в силу законодательство о реформе в сфере ЖКХ. Предполагается, что те многоквартирные дома, которые не создадут ОСМД, будут переданы в управление компаниям, назначенным местными органами власти. В Доброполье, кстати, так называемые ЖЭКи уже пару лет как частные. Своими рассуждениями по поводу реформирования на страницах газеты «Новый шлях» поделился по поручению Совета старейшин Василий Михайлович Оленич.
Изменение форм собственности в жилищной политике государства предполагает самоорганизацию в управлении жилым фондом. В мировой практике такая самоорганизация имеет место, но давайте посмотрим на наши условия. Состояние существующего жилищного фонда страны находится в плачевном состоянии и отстаёт от европейских стран примерно на 80-100 лет.
Государство установило конечные сроки реформирования ЖКХ, но создаётся впечатление, что те, кто непосредственно отвечает за реформу, не учитывают опыт других стран, а начинают изобретать очередной «Украинский велосипед». Если углубиться в рекомендации и разложить на составляющие, то видно - в таком виде мы снова получим половинчатую реформу, а может быть, ещё хуже существующих ЖКХ.
На наш взгляд, реформа должна быть комплексной Если на первом этапе проведена достаточно объёмная работа по подготовке и обучению кадров ОСМД, обеспечению необходимой документацией, то почему не обращено внимание на необходимость параллельно организовывать и службы обслуживания из слесарей-сантехников, электриков, уборщиков, а также строительных бригад. Не предусмотрена на первом этапе диспетчерская служба, которая станет связующим звеном между председателем ОСМД и обслуживающими службами.
На обучающих курсах ОСМД было рекомендовано председателю принимать в штат бухгалтера, уборщика, если нужно и слесаря, т.е. на усмотрение председателя, как результат, получим штат небольшого ЖКХ, чтобы справляться с работой и отчётностью. Мы считаем, это - ненужный штат, который проест небольшие деньги жильцов и как результат - очередное недовольство людей.
Выход очевиден, необходимо налоговикам разработать новое упрощённое налогообложение, где роль бухгалтера будет сведена до минимума , а учитывая, что будут созданы обслуживающие службы, отпадёт необходимость держать в штате уборщиков и слесарей.
Экономистам продумать и разработать единые почасовые тарифные ставки для слесарей, электриков, строителей-ремонтников, уборщиков.
Имея такой документ, председатель будет легко ориентироваться в почасовой оплате, а так же в отражении зарплат и облегчении отчётности.
Если обобщить написанное, то для реальной реформы ЖКХ важны все составляющие, которые почему-то размыты в рекомендациях или пропущены вовсе:
1.Создание ОСМД (избрание правления, председателя, регистрация ОСМД);
2.Организация служб обслуживания (привлечение предпринимателей по созданию бригад);
3.Разработка нового упрощённого налогообложения для председателя ОСМД и небольших
бригад слесарей, электриков, строителей ремонтников и уборщиков;
4.Разработка единых почасовых тарифных ставок.
5.Организация на первом этапе диспетчерской службы.
И это не наша выдумка, по такой схеме работают во многих странах, особенно Канада и Америка.
Отвечающие за реформу не учли ещё очень важный факт, наши люди, в большой мере, с постсоветским прошлым, не приучены к самоуправлению вообще. Поэтому эту проблему сразу пробуют использовать в своих корыстных интересах дельцы.
В предыдущем законе 2001г. о реформировании ЖКХ было запрещено объединение домов в ассоциации и тогда существующие жеки превращались бы в обслуживающую структуру, которая должна зарабатывать, обслуживая жилищный фонд.
Но кому-то это не понравилось, ведь по такой схеме обслуживающая фирма должна трудиться, а не распределять полученные деньги и тратить на своё усмотрение.
В 2015 году эту «ошибку» исправили, законом разрешили организацию Ассоциаций. И первыми откликнулись бывшие жеки, начались хождения по домам с приглашением в Ассоциацию и обещаниями, как всё изменится и только в лучшую сторону. Прежде всего, что будут представлять эти ассоциации? По количеству их может быть много. Если подумать, сейчас существуют жеки, все денежные средства, специалисты (слесари, электрики, строители ремонтники), всё сконцентрировано в одних руках, но работают плохо, крадут. Предполагается «новое» - по желанию жильцы домов приглашаются в Ассоциации. Предполагается, что в такую ассоциацию может входить любое количество объединений многоквартирных домов. Таким образом, на смену жекам придут снова жеки, только меньшие в размерах, и их будет много и называться будут «Ассоциация». Если жеки подчинялись местной власти и как они работали, мы знаем, то теперь Ассоциации, без подчинения властям, будут отчитываться за свою деятельность перед жильцами. Какая это будут работа и какие отчёты, не трудно догадаться.
Мы считаем, не стоит надеяться, что руководство созданных Ассоциаций с патриотической преданностью начнут приводить в порядок наш жилищный фонд. Мы уверены, будет наоборот, и мы в очередной раз наступим на те же «грабли».
Наше предложение – пока ещё, как говорят, «не наломали дров», запретить организацию Ассоциаций, остановиться на вышеизложенных пяти пунктах создания ОСМД с максимальным контролем отвечающих за реформу в городах Украины. А объединиться могут председатели домов самостоятельно, два-три дома, для выполнения более дорогостоящих работ, с последующим возвратом денежных средств или поочередного выполнения аналогичных работ во всех домах.
По поручению Совета старейшин Добропольщины
заместитель председателя В.М. Оленич
P.S. Можно не согласиться с некоторыми рассуждениями автора – например, в Ассоциации никакие ОСМД силой не загоняют, но вызывает уважение гражданская позиция Совета старейшин – они искренне переживают за то, как будут жить их дети, внуки и правнуки после реформирования (прим. редакции).