29, Неділя - 20:44:08
Североатлантический альянс сделал настоящий "подарок" Москве. На День России, 12 июня, НАТО объявил о получении Украиной статуса партнера расширенных возможностей (Enhanced Opportunity Partnership – EOP). Киев шел к этому три года, поскольку на саммите Альянса в Брюсселе в 2018 году консенсуса по этому вопросу среди стран-членов блока не было. Новый статус дает нам право занимать должности в штаб-квартире и командных структурах НАТО, быстро обмениваться разведданными и усиливать сотрудничество по безопасности в Черном море. Такой же статус партнера расширенных возможностей есть у Австралии, Финляндии, Грузии, Иордании и Швеции. В правительстве не скрывают, что следующая ступень – заявка Украины на получение Плана действий по членству (ПДЧ). Но сможет ли НАТО принять такое решение без оглядки на Москву? Широко о EOP в Украине стало известно сразу после саммита НАТО в Брюсселе в 2018 году. Во-первых, тогда Киев заявил о своих амбициях стать шестым участником программы, но Альянс такое решение не утвердил. Хотя тогдашний глава миссии Украины при НАТО Вадим Пристайко говорил, что Альянс и Украина просто не успели завершить формальности, а в итоговом коммюнике саммита НАТО признал заинтересованность Украины в этой программе и обещал рассмотреть заявку в ближайшее время.
Правда, сразу после саммита НАТО летом 2018-го в бывший замгенсека НАТО Александр Вершбоу сказал, что Украина не получила статус партнера расширенных возможностей из-за отсутствия консенсуса среди стран-членов НАТО. По его словам, заблокировала решение не только Венгрия из-за принятого Верховной Радой закона об образовании, который, по мнению официального Будапешта, притесняет права венгерской меньшины на Закарпатье. Во-вторых, тогдашняя замгенсека НАТО Роуз Гетемюллер неожиданно заявила, что EOP – это программа для партнеров Альянса, которые никогда не планируют вступать в НАТО. То есть для нейтральных стран. Ее заявление сразу же вызвало волну возмущений и "зрады" в украинском обществе, поскольку Администрация президента Петра Порошенко всячески декларировала амбиции получить ПДЧ и стать полноправным членом Альянса. Стратегический курс на вступление ЕС и НАТО даже закрепили в преамбуле Конституции. Но есть ли у Украины реальный шанс вступить в НАТО? Когда Германия и Франция, которые в 2008 году на саммите Альянса в Бухаресте заблокировали предоставление Украине ПДЧ, перестанут оглядываться на Москву? Станет ли получение статуса партнера расширенных возможностей последним шагом на пути к заветному Плану действий по членству? Сам Альянс в пятницу, 12 июня, честно сказал – нет. "Статус Украины в качестве партнера с расширенными возможностями не предопределяет никаких решений о членстве в НАТО", – говорится в решении Североатлантического совета. Что же нам дает этот статус, если он не ведет к членству в НАТО? Во-первых, по информации Офиса вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции в Facebook, это особый формат сотрудничества, который НАТО предлагает лишь ближайшим союзникам. Во-вторых, Украина будет еще теснее вовлечена во все учения, участвовать в планировании операций Альянса и даже занимать должности в штаб-квартире и командных структурах. По словам ассоциированного аналитика Центра "Нова Європа" Екатерины Зарембо, высокопоставленные чиновники Альянса действительно поначалу говорили, что статус партнера с расширенными возможностями дают только нейтральным странам. Но, во-первых, такой же статус имеет Грузия, у которой, как и у Украины, есть амбиции стать членом Альянса.
В целом, по словам исполнительного директора Центра "Стратегия XXI" Виталия Мартынюка, присоединение Украины к EOP позволит теснее сотрудничать с НАТО в рамках диалога по вопросам безопасности, а также во время проведения операций и учений, открывается возможность для участия украинских военных в планировании и управлении учениями и операциями Альянса. То есть голос Украины будет больше звучать в Альянсе, что дает нашему государству возможности доносить союзникам украинскую точку зрения об угрозах безопасности. А это особенно важно в контексте продолжающейся агрессии России, поскольку разоблачение агрессивных намерений Владимира Путина на международном уровне является одним из механизмов препятствования их реализации.
Джерело: https://www.segodnya.ua |