Не так давно нам объявили о повышении пенсий как части реализуемой в стране пенсионной реформы. Суть её в том, что с 2018 года минимальный трудовой стаж будет увеличиваться на один год, пока в 2028-м не составит 35 лет. Так, лёгким движением законодательной руки, государство перекрыло пенсионный краник для миллионов пока ещё работающих украинцев…
Снимаю с себя…
Творцы реформы неплохо сопоставили финансы, демографию и даже лингвистику. Формально не подняв пенсионный возраст, они лишили пенсий миллионы людей возраста 30+ и при этом сбалансировали бюджет Пенсионного фонда (ПФ) с учётом прогнозируемого возраста дожития.
Поколению Y думать о ловушке 35-летнего стажа пока некогда. Нужно крутиться и вкалывать, чтобы заработать на хлеб насущный. Но обязательство обеспечить им хлеб в старости государство с себя сняло.
Основной ресурс стажа нынешних пенсионеров формировался в советское время. У многих из тех, кто вышел на рынок труда в 90-е, ситуация иная. Число официальных плательщиков ЕСВ за время независимости в среднем составляет порядка 14 млн, в то время как усреднённое число трудоспособных граждан оценивается в 24 млн. Например, в 2016 году из 18 млн работающих граждан платили пенсионные взносы лишь 11 млн.
Обладателей 35-летнего стажа к 2028 году наберётся менее половины из тех, кто достиг официального пенсионного возраста. Миллионы людей просто выкинули из пенсионной системы.
Потребительский стаж
Задействовать этот электоральный или протестный ресурс сможет любое политическое движение, которое просто и убедительно объяснит людям, что сам факт проживания в Украине все эти годы является основанием для назначения пенсии. И что она берётся из того самого ПФ, который пополняется дотациями из госбюджета, то есть из карманов всех жителей Украины.
Бюджет ПФ в 2017 году составит 284 млрд грн. Поступления от ЕСВ ожидаются на уровне 142 млрд грн, дотации из госбюджета — 141,5 млрд грн, а это половина средств. Но бюджет, из которого фактически платятся пенсии нынешним получателям, пополняется налогами. Какими? Из доходной части нынешнего бюджета в 720 млрд грн более 50 % будут обеспечены НДС с отечественных и импортных товаров, а также акцизами. Это как раз те налоги, которые платят все без исключения, совершая покупки в магазинах и на рынках, оплачивая коммунальные услуги, пользуясь транспортом и т. д.
Действующую солидарную пенсионную систему наполняют своими деньгами все потребители, даже если они не показывают свои доходы, но и не числятся при этом безработными. Деньги для нынешних пенсионеров и других государственных нужд дают все, кто проживает на территории страны, а не только работники, за которых работодатель правильно платит ЕСВ. И все граждане с постоянным местом жительства в Украине имеют право на государственную пенсию на основании того, что можно назвать потребительским стажем, так как удержанные с потребителей деньги много лет подряд перераспределяются государством в ПФ.
Крайне правый коммунизм
Пока в Украине деформируют пенсионную систему, в ведущих странах экспериментируют с выплатой безусловного базового дохода. Введение безусловного общего дохода (БОД) как ежемесячных обязательных выплат всем гражданам страны в прессе любят сравнивать с коммунизмом. Однако за введение таких выплат выступают не только левые (социалисты и коммунисты), что не удивляет, но и крайне правые — либералы и радикальные либертарианцы. Более того, эта точка едва ли не единственная, в которой эти полюса не отталкиваются, а сходятся. Достаточно сказать, что последовательным сторонником гарантированного дохода является создатель теории рыночного капитализма и безусловный авторитет либеральных экономистов Милтон Фридман.
По принципу общей копилки
Вопрос в том, как наполнить такие фонды. На Аляске БОД существует с 1976 года, выплаты каждому жителю превышают $2 тыс. в год. Их обеспечивает фонд, пополняемый за счёт доходов от продажи нефти. Аналогичная ситуация в некоторых странах Персидского залива.
С нефтью, золотом и прочими полезными ископаемыми повезло не всем государствам. У нас есть плодородные земли и другие богатства. К слову, согласно проекту госбюджета-2018 Кабмин как раз планирует всеукраинскую нормативную денежную оценку земель сельхозназначения. Пока есть только самые общие цифры: совокупный природный капитал, по предварительным расчётам Национальной академии наук Украины, $320–380 трлн; порядка 83–88 % приходится на природно-ресурсные богатства. Это около $2 млн на каждого гражданина.
Не вдаваясь в условность денежной оценки, можно констатировать, что текущая ресурсообеспеченность страны позволяет выплачивать БОД с соблюдением баланса между извлечением и регенерацией ресурсов, потреблением и численностью населения.
Наполняться перспективный фонд БОД должен из нескольких источников, что сделает его более устойчивым. Западные эксперты предлагают аккумулировать для перераспределения доходы от налогов на пользование любыми ресурсами, на финансовые транзакции, а также обложить налогом использование роботов.
Такой переход займёт не один год и будет сопровождаться постепенной отменой пенсий и большинства иных адресных социальных выплат. При этом отечественная пенсионная система может успешно работать как фонд перераспределения БОД. Но вместо «игры в напёрстки» со стажем и пенсионным возрастом следует разворачиваться в прямо противоположном направлении уже сейчас. Логичнее снижать пенсионный возраст на один год каждые 3 или 6 месяцев и начинать выплачивать БОД свежеиспечённым пенсионерам. Но правительство предпочитает стратегическим решениям тактическую бухгалтерию.