С начала этого года Украина должна была перейти к монетизации субсидий для населения, но ее отодвинули до 2019 года. Потом передумали и решили начать уже сейчас – в апреле 2018-го. А с июня приступить к монетизации льгот на проезд: вместо бесплатного давать пенсионерам, атошникам и другим льготникам примерно по 200 грн. в месяц. Очевидно, что этого им не хватит. Как не хватит и социальных инспекторов, чтобы обойти почти 8 млн. семей субсидиантов. Зачем власть затевает, казалось бы, несбыточное?
Мы уже писали, что еще в прошлом году Кабинет министров разработал проект постановления о монетизации субсидий: с перечислением денег на специальную карточку, которая используется только для оплаты коммунальных услуг и блокируется за нецелевое использование средств.
Перед этим хотели провести так называемую верификацию субсидируемых домохозяйств. Но Кабмин создал реестр получателей субсидий только недавно. А законопроект о полномочиях социальных инспекторов, которые будут ходить по квартирам граждан, чтобы оценить их потребность в субсидиях, только разрабатывается. Лоббисты хотят добавить туда еще и аудиторов – помощников инспекторов, которые будут проверять данные о доходах и расходах людей дистанционно. Так что легким прохождение законопроекта в парламенте накануне избирательной кампании не будет.
Многие парламентарии и эксперты сомневаются в целесообразности создания службы ищеек за теми, кто скрывает реальные доходы. Тем более что число получателей субсидий растет – оно уже достигло почти 8 млн. семей. Слабо верится, что всех их можно обойти пешком.
Видимо, поэтому Кабмин решил не ждать инспекторов, а ограничиться реестром получателей субсидий. И на его основе монетизировать субсидии на ту часть коммунальных услуг, которые оказывают ЖЭКи: за обслуживание домов, придомовой территории и вывоз мусора. Субсидии на эти расходы обещают выдавать на руки (точнее, перечислять на карточки) субсидиантам, а не поставщикам услуг уже в апреле нынешнего года.
По сообщениям пресс-службы Минфина, средства на оплату содержания домов и вывоз мусора перечислят на личный счет получателя субсидий в банке или выплатят через отделения «Укрпочты» по месту регистрации. До этого граждане должны написать заявление о выдаче госпомощи деньгами, указав способ получения. Тем, кто заявление не напишет, субсидии деньгами не выплатят вообще.
Впрочем, уже середина апреля, но я не слышала, чтобы получателям субсидий поступали уведомления – явиться в подразделения Минсоцполитики, банки или почтовые отделения и писать подобные заявления. Либо государство решило обойтись без формальностей, чтобы не создавать огромные очереди, либо с апреля ничего не заработает. И сохранится действующий режим: монетизация для предприятий-поставщиков.
Эта система была введена в прошлом году, и мы о ней уже писали. Если раньше предприятия теплокоммунэнерго (ТКЭ), поставляющие в дома воду, тепло, газ, электричество и проч., подписывали так называемые “клиринговые протоколы” с “Нефтегазом” (как поставщиком газа) и государством, то ныне взаимозачет заменен живыми деньгами, которые Госказначейство без каких-либо протоколов перечисляет 24-го числа каждого месяца на счета поставщиков. Условно говоря, государство рассчитывается за льготников с “Киевэнерго”, а “Киевэнерго” платит живые деньги "Нефтегазу".
Нюанс в том, что денег в госбюджете традиционно не хватает. Летом Минфин обратился в Верховную Раду с просьбой о выделении дополнительных 14 млрд. грн. на субсидии и внесении соответствующих изменений в бюджет. Тогда Кабмин “организовал” перевыполнение доходной части и слегка перекроил бюджет. Но получатели субсидий этого на себе не ощутили. Проблема со своевременным получением средств от государства была у ТКЭ.
В этом году из 71 млрд. грн., предусмотренных в государственном бюджете на субсидии, 22 млрд. грн. уже потрачено на выплату долгов за прошлый год. И велика вероятность, что счастливый обладатель монетизированной субсидии может не получить своевременно деньги на свою карточку. А платить за коммунальные услуги надо в срок и в полном объеме (а не часть стоимости, как сейчас). Для бедного человека возникнет сложный вопрос: где взять недостающие деньги, чтобы оплатить коммуналку, пока государство разбирается само с собой?
К тому же под монетизацию субсидий разработали целый ряд хитрых новаций. Например, из нового закона о ЖКХ убрали норму, по которой поставщики услуг обязаны ставить счетчики за свой счет. Хотят граждане сэкономить субсидиарные деньги, пусть обзаводятся счетчиками самостоятельно.
Хотя вопрос этот спорный. Потому что, если поставленный даже за собственные деньги счетчик вступает в конфликт с общедомовым счетчиком, во внимание берутся показатели последнего. И таким образом население все равно заплатит за изношенные трубы, аварийные ремонты и даже за большие долги предприятий теплокоммунэнерго перед “Нефтегазом”.
Кстати, одна из причин, почему правительство форсирует частичную монетизацию субсидий “здесь и сейчас”, заключается в парадоксе: то, что для ТКЭ оказалось вполне выгодным, для ОСМД и ЖЭКов чуть не стало катастрофой. Они не успели выполнить все требования монетизации (с открытием казначейских счетов и проч.), не получили вовремя компенсации за оказанные населению услуги и оказались в общем минусе на миллиарды.
Более того, компенсацию ЖЭКам выплачивает не государство, а местные бюджеты, которые хоть и получили по децентрализации больше средств, но не сильно от этого разбогатели (ввиду свалившихся на них дополнительных расходов). И потому банально задолжали ЖЭКам по субсидиям из-за физической нехватки ресурса.
Наделали долгов и простые граждане. В том числе те, кто не смог добиться субсидий. По данным Госстата, задолженность населения Украины за услуги ЖКХ к 1 марта 2018 года достигла 40,6 млрд. грн. И это, заметим, в условиях достаточно либеральной системы компенсации стоимость коммунальных услуг. Что же будет после монетизации субсидий и всех видов аудита/верификации их получателей?!
Но не субсидиями едиными ограничивается операция «Монетизация». Недавно правительство решило полностью отменить бесплатный проезд для всех категорий льготников и уже с июня монетизировать проездные льготы.
14 марта Кабинет министров утвердил порядок предоставления льгот в наличной форме для всех видов городского, пригородного и междугородного транспорта. Деньги на проезд начислят автоматически и ежемесячно на пенсионные или другие карточки, либо же будут приносить вместе с пенсией или госпомощью по инвалидности. И это пока единственное, что более-менее ясно.
Хотя до июня осталось совсем немного времени, а монетизация проезда представляет собой кучу сумбурной и противоречивой информации. Неизвестно, какую сумму будут получать льготники: все одинаковую или в зависимости от категорий?
Понятно, что лежачему инвалиду деньги на проезд в метро просто не нужны. В то время как активные категории – работающие пенсионеры, сироты, участники АТО – ежедневно пользуются общественным транспортом, в том числе и пригородными маршрутками, которые стоят очень недешево.
Есть разница и в масштабах населенных пунктов. Жители больших городов не могут обойтись без общественного транспорта, а в некоторых селах его просто нет. И как подсчитать необходимое конкретному человеку количество поездок? Один пенсионер может жить рядом с аптекой, другому нужно подъезжать до ближайшей аптеки или магазина несколько остановок. Пусть даже одну! Но если он будет платить за каждую остановку, то выданные ему на проезд деньги быстро исчерпаются.
Еще более бесчеловечной выглядит идея “норматива поездок”. Первоначально муссировалась информация о 30-ти льготных поездках в месяц. Но вице-премьер Павел Розенко в своем Facebook назвал ее “некорректно разогнанной волной” и намекнул на некую минимальную социальную норму. “Это гарантия, ниже которой местный орган власти не вправе рассчитывать монетизированную выплату льготнику", – написал он.
Что такое эта “норма”, никто не уточнил. Отчего появился новый слух, что всем доплатят одинаковую сумму в 200 грн. и... в добрый путь. Но и эту информацию в Кабмине не подтвердили, переведя стрелки на местную власть. Дескать, решение о монетизации льгот будет принимать исключительно местный орган власти, поскольку и сейчас льготы на транспорт финансируются из местных бюджетов. Хотя, согласно решению Верховного Суда по иску мэрии Славуты, перекладывание компенсации затрат на льготный проезд на местные бюджеты является незаконным.
Но кому интересны такие нюансы. Именно органам местного самоуправления (хотят они того или нет) предоставлено право устанавливать любое количество поездок для льготников, но не меньше все той же загадочной минимальной соцнормы. И все претензии недовольных льготников должны адресоваться не к Кабмину, а к местному совету депутатов или мэрии.
Правда, возникает вопрос: если герой АТО прописан в селе, где норма поездок – тот самый социальный минимум, а живет и работает в Киеве, где будет совсем другая норма, какими будут обеспеченные гарантированные ему государством льготы на БЕСПЛАТНЫЙ проезд?
При этом диковато звучат аргументы того же министра финансов Александра Данилюка, что весь цивилизованный мир перешел на монетизацию льгот и субсидий. Например, в США давно существует система льготной покупки товаров food stamp – государство дает малообеспеченным гражданам ежемесячные пособия на пластиковые карты, эти деньги можно тратить исключительно на продукты питания.
Но это же совершенно разные вещи – проезд и еда. Кто-то ест гречку, кто-то предпочитает творожок, а кому-то достаточно трех бутылок пива для счастья. И пособие на продукты позволяет человеку делать выбор. Но с проездом так не получится. Тут наши предпочтения не играют роли. Мы зависим от обстоятельств, в которых живем. Нельзя передвинуть квартиру инвалида ближе к магазину. Как и заставить его на одной ноге допрыгать из одного конца города в другой.
Поэтому надо отдавать себе отчет в том, что главная цель монетизации льгот, как в сфере ЖКХ, так и транспортных, это сокращение расходов на них. Несмотря на победные реляции о том, как стремительно растет у нас уровень жизни, количество бедных, больных, социально незащищенных и тех, кому государство пообещало льготы за участие в АТО, становится все больше. А денег в бюджете – все меньше. Впереди выплата колоссальных внешних долгов. Про внутренние я уже молчу. Поэтому затягиваем пояса и радуемся, что хоть какая-то социальная помощь еще остается. Скоро и ее может не быть...