21, Четвер - 16:02:57
6 февраля Министерство социальной политики разместило на своем сайте для обсуждения проект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении защиты прав работников и противодействии применению незадекларированного труда", который вызвал бурю негодования среди представителей мелкого и среднего бизнеса. Он также стал одним из самых обсуждаемых на сайте минимум за весь прошлый и нынешний год. Причем из 183 проголосовавших по состоянию на вечер 21 февраля 178 высказались против этого законопроекта. Забота о наемных работниках или о наполнении бюджета?Новым законопроектом предлагается, во-первых, унифицировать и расширить понятие работодателя: так будут называться практически все, кто поручает другому человеку выполнение какой-либо работы или кто намерен воспользоваться его услугами (раньше также использовались понятия собственник, владелец и т.д.). Во-вторых, в законопроекте вводится понятие "презумпция наличия трудовых отношений" и 7 признаков таких отношений. "Принцип презумпции наличия трудовых отношений состоит в том, что в Кодексе законов о труде Украины устанавливается 7 признаков наличия трудовых отношений, при наличии 3 из которых работа считается выполняемой в рамках трудовых отношений, независимо от названия и вида договорных отношений между сторонами", – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Все отношения, которые будут признаны трудовыми, должны быть подкреплены трудовыми договорами. Со всеми вытекающими последствиями, в первую очередь – в виде более высоких налогов, чем те, которые платят сейчас люди, оформившиеся ФОПами (физическими лицами – предпринимателями). И, наконец, в-третьих, по новым правилам, работодателями также предлагают считать физических лиц, если они используют наемный труд. Сейчас такая норма отсутствует. Именно обязательство заключать трудовые договора вызвало шквал критики и возмущения у самозанятого населения и их работодателей. А также угроза ужесточения наказаний за игнорирование этого требования. Минсоцполитики: это усиление социальной защитыВ Минсоцполитики объясняют, что к ним поступают "многочисленные обращения граждан насчет злоупотреблений заинтересованными сторонами правом на заключение гражданско-правовых договоров в тех случаях, когда по всем признакам лицо должно выполнять работу на условиях трудового договора". К ним относятся и случаи использования наемного труда вообще без оформления договорных отношений. Лицо, которое выполняет работу без оформления трудовых отношений, ущемляется в правах, в том смысле, что не обеспечивается необходимым социальным пакетом: не получает отпускные, выплаты по больничному, декретному отпуску и т. д., объясняют в министерстве. Законопроект ставит целью "стимулирование заключения трудовых договоров, если при выполнении работы (предоставлении услуги) есть признаки наличия трудовых отношений", и ужесточить штрафные санкции за использование наемного труда без трудового договора. Так, за каждого "найденного" сотрудника без трудового договора работодатель должен будет уплатить штраф в размере 30 минимальных зарплат. Также в пояснительной записке к законопроекту говорится, что такой документ разработан для приведения украинского законодательства в соответствие с трудовым правом ЕС. Такое обязательство оговорено, в частности, в Соглашении об ассоциации между Украиной с одной стороны и ЕС, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой. Кроме того, подобные положения есть в Рекомендации Международной организации труда о трудовом правоотношении №198 от 31 мая 2006 года и в других международных документах. Когда возникает "презумпция наличия трудовых отношений"Семь признаков трудовых отношений законопроект определяет таким образом: 1. Периодически (два и больше раза) человеку выплачено вознаграждение в денежной или натуральной форме за работу, выполненные в интересах другого лица 2. Работа (услуга) выполняется по конкретной квалификации, профессии по поручению и под контролем заказчика. 3. Вознаграждение за выполненную работу (услуги) является единственным источником дохода человека или составляет 75 и больше процентов ее дохода на протяжении 6 календарных месяцев. 4. Работа выполняется на рабочем месте с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка. 5. Человек выполняет работу, подобную той, что выполняют штатные работники работодателя. 6. Лицо, в интересах которого выполняется работа, предоставляет средства производства (инструменты, оборудование и т.д.) для выполнения работы. 7. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха устанавливаются лицом, в интересах которого выполняются работы (услуги). Таким образом, под определение "трудовых отношений" подпадают все офисные работники и даже надомники, если они регулярно получают зарплату из одного источника. Правда, каким образом проверяющие должны устанавливать факт наличия трудовых отношений, в законопроекте не сказано. Кроме тех случаев, если работник сам "настучит" на работодателя, не заключившего с ним договор и не снабдившего его социальным пакетом. ФОПы: это "закручивание гаек"Первыми возмущаться подобными нововведениями стали работники IT-сферы, многие из которых оформлены ФОПами и выполняют сдельную работу. Они посчитали намерение правительства повысить налоговые поступления за счет таких, как они, намерением "убить" IT-отрасль. Впрочем, эксперты утверждают, что на самом деле законопроект касается гораздо большего числа профессий и видов деятельности, и это ни что иное, как попытка заставить украинцев честно платить налоги.
Как написал в Facebook почетный президент Киевской школы экономики Тимофей Милованов, много ФОПов работают по существующим схемам даже с правительством.
Эксперты признают: система оплаты работы ФОПов позволяет минимизировать налоговые отчисления. Например, платить минимальный размер единого социального взноса (ЕСВ), который, очевидно, в первую очередь беспокоит Минсоцполитики, а также совсем не платить НДС.
Защитники законопроекта считают, что попытка заставить людей честно платить налоги – нормальная практика в цивилизованных странах. Противники же таких нововведений считают, что повышением налогов правительство только загонит доходы еще больше в тень. "У меня вопрос – какое право имеют доноры, эксперты и государство проводить реформу администрирования налогов (в том числе и использования ФОПов), если они сами используют ФОПов. Проблему налогового арбитража нужно серьезно обсуждать и решать, а не бросаться общими лозунгами", – считает Тимофей Милованов. Кроме того, люди, выполняющие работу в интересах других людей, отмечают, что выполнить положения законопроекта достаточно хлопотно и остается много вопросов. "Один пример. Журнал одного уважаемого немецкого фонда не может мне выплатить гонорар как ФОП второй категории, платит просто как частному лицу. Другая проблема с периодичной выплатой гонораров от одного лица. А если я на протяжении одного года буду получать регулярные гонорары не от одного лица, а от нескольких лиц, то в чем проблема? Мне что – наниматься на постоянную работу сразу к нескольким клиентам? И таких вопросов много. Поэтому нужен нормальный спокойный диалог и взвешенные, а не поспешные решения", – написал, например, в Facebook политолог Владимир Фесенко.
Эксперты сомневаются, что законопроект, предложенный Минсоцполитики, будет принят в существующем виде. Однако в пояснительной записке к документу говорится, что его рекомендовано включить в План приоритетных действий правительства на 2019 год. Хотя в правительстве признали, что необходимо широкое обсуждение "налоговой реформы" для ФОПов. Джерело: https://www.segodnya.ua Мітки:
|