C 1 января в связи с реформой рынка электроэнергии Украины произошло разделение бывшего облэнерго на два предприятия – оператора системы распределения «ДТЭК Донецкие электросети» и поставщика «Донецкие энергетические услуги». Как изменения повлияют на обслуживание жителей области, журналисты ZI обсудили с директором «Донецких энергетических услуг» Александром Севериным.
–Александр Валерьевич, означает ли разделение облэнерго, что теперь жителям принесут два счета за электроэнергию?
– За электроэнергию, потребленную с 1 января, счета ежемесячно будут приносить от компании «Донецкие энергетические услуги». С начала года теперь только наша компания поставляет электроэнергию населению, проводит расчеты и принимает оплату.
Предыдущий поставщик электроэнергии – «ДТЭК Донецкие электрические сети» – теперь является оператором системы распределения и отвечает за качество электроэнергии, обслуживание и ремонт электросетей, установку и фиксацию показаний счетчиков. Отдельные счета от электросетей могут прийти только тем, кто имеет задолженность за электроэнергию, потребленную в 2018 году.
– Все бытовые потребители заметили, что платежки за январь пришли в новом формате. Пришлось разбираться. Расскажите, на что стоит обратить внимание при оплате по новым счетам?
– Самое главное, на что стоит обратить внимание, – это изменение реквизитов для оплаты. Также в платежках указано название новой компании-поставщика и появилась дополнительная информация о тарифе распределения, цене покупки электроэнергии на рынке, стоимости услуг коммерческого учета.
При оплате в первые месяцы реформы нужно тщательно проверять расчетный счет, МФО, ЕГРПОУ и назначение платежа, чтобы деньги по ошибке не зачислили предыдущему поставщику. А вот оплачивать можно теми же способами, что и раньше. Самый удобный способ – это личный кабинет на сайте «Донецких энергетических услуг» http://dey.com.ua.
Реквизиты для оплаты в этом онлайн-сервисе, а также в других платежных сервисах в интернете (таких как iPay, Portmone и др.) изменены автоматически. При оплате с помощью онлайн-банкинга – обновить реквизиты в шаблонах на оплату необходимо вручную. В кассе банка или отделении Укрпочты нужно проследить, чтобы кассир корректно внес реквизиты новой компании-поставщика.
– В январе многие потребители ошибочно заплатили за электроэнергию по старым реквизитам предыдущему поставщику – «ДТЭК Донецкие электросети». Как быть с ошибочно оплаченными деньгами?
– «ДТЭК Донецкие электросети» самостоятельно перечислят ошибочно переведенные средства новому поставщику – «Донецким энергетическим услугам». Мы эти платежи, соответственно, учтем и распределим по лицевым счетам бытовых потребителей. Процесс перечисления средств будет проходить автоматически без участия клиентов.
Если средства от распределительной компании поступили «Донецким энергетическим услугам» до 28 февраля, то поставщик успеет учесть их в платежках за февраль, которые придут клиентам в марте. Если средства поступили уже в марте, то они будут учтены в платежках за март, которые придут в апреле. В личном кабинете на сайте http://dey.com.ua переведенные средства будут отображаться оперативно по мере их поступления и распределения на лицевые счета.
– Повлияет ли как-то проведение реформы на стоимость электроэнергии?
– Для населения тарифы на электроэнергию не изменились. Они устанавливаются государством, и поставщик «Донецкие энергетические услуги» на этот процесс никоим образом не влияет. Также для населения сохранилась возможность при двузонном учете платить в два раза меньше за электроэнергию, потребленную с 23:00 до 07:00.
Помимо двузонного счетчика в энергоэффективные наборы входят энергоэффективные LED-лампы, которые потребляют до 9 раз меньше электроэнергии, чем стандартные лампы накаливания. А также умная розетка с таймером, которая помогает настроить автоматическое включение/выключение электроприборов в заданные часы. Каждый может посчитать примерную выгоду от использования такого набора с помощью онлайн-калькулятора энергоэффективности.
– Как теперь будут проводиться проверки показаний счетчиков и сверки платежей?
– Функции оператора коммерческого учета выполняет «ДТЭК Донецкие электросети». Эта компания устанавливает счетчики, фиксирует их показания. Сверку платежей, как и прежде, можно проводить в личном кабинете через форму обратной связи, в крайнем случае – в центрах обслуживания клиентов.
– Если у потребителя была переплата за электроэнергию, то как ему быть?
– Если в 2018 году бытовой клиент оплатил предыдущему поставщику больше, чем потребил по факту, то переплата будет учтена новым поставщиком. Ее размер будет отображен в платежках от нашей компании после перечисления средств «ДТЭК Донецкие электросети».
– Довольно часто у жителей Донецкой области возникают проблемы с низким или высоким напряжением в электросети, из-за чего горят или выходят из строя электроприборы. Кто теперь будет отвечать за такие неполадки и куда жаловаться на эти проблемы?
– За распределительные сети и качество электроэнергии в регионах отвечают операторы системы распределения, на балансе которых находятся линии электропередачи, подстанции, трансформаторы и т.д. Внутридомовые сети – это совместная собственность жильцов или бюджетной организации, или владельца офисного здания. За обслуживание электросетей в жилых домах отвечают либо управляющие компании (бывшие жэки), либо ОСМД и ЖСК. Поставляющая компания к сетям отношения не имеет