На дворе жара, духота, а из дверей актового зала музыкальной школы №1 Доброполья доносились в прошлую пятницу небывалые, как по моему мнению, звуки
- Жители нашего моногорода (так называют в России города, в которых градообразующей является одна отрасль промышленности) впервые смогли услышать монооперу. Для традиционной оперы надо ехать по крайней мере в Донецк, а здесь опера сама пришла в гости к ценителям искусства Доброполья. Моноопера довольно редкий жанр музыки, сугубо камерный, предназначен для исполнения в маленьких залах, как раз таких, как в музыкальной школе. Здесь была представлена «Ожидание» - малоизвестное произведение Микаэла Таривердиева на слова поэмы Роберта Рождественского, написанное в 1985 году. Людям старшего поколения не надо представлять эти имена, но и молодежь знает их творчество – музыку к культовым , как сейчас говорят, фильмам «Семнадцать мгновений весны» и "Ирония судьбы" написал именно Таривердиев, на стихи Рождественского было написано много песен в советскую эпоху, как пафосных, так и замечательных лирических.
А спела монооперу в сопровождении аккомпаниатора на пианино Ирина Красилина, солистка Одесского и Днепропетровского акакдемических оперных театров, лауреат Международной театральной премии имени Лео Виташинского. Но вначале небольшая биографическая справка о певице. Родилась в Керчи, в 16 лет поступила в Херсонское музучилище, 12 лет работала преподавателем музыки в Новой Каховке. Талант всегда пробъет себе дорогу – это об Ирине. Обладая колоратурным сопрано, она все-таки вырвалась из провинции, продолжила учебу в Одесской консерватории, даже получила профессию режиссера-постановщика на Высших режиссерских курсах в ведущем театральном вузе Украины – институте им. Карпенко-Карого. В ее репертуаре - Травиата, Чио-Чио-сан, Микаэла в «Кармен», Татьяна в «Евгении Онегине», Неда в «Паяцах». С режиссерским опытом связан и самый громкий скандал в оперном мире Украины. В Днепропетровске Ирина решила поставить детскую (!) оперу «Ай да Балда!» Д.Шостаковича по известной сказке Пушкина. Сначала отказались петь верующие актеры театра – посчитали оскорбленной свою веру. Потом священнослужители всех конфессий объединились в едином порыве – дескать, в опере очернен светлый образ священника и требовали отмены постановки. Причем, в один строй стали православные священники Московского и Киевского патриархатов, настоятели римско-католической и греко-католической церквей, и даже пресвитеры протестантских сект (!). Последние особо усердствовали, даже написали заявления в прокуратуру, МВД и СБУ. Хорошо, что художественный руководитель театра не пошел на поводу у так называемой религиозной общественности, и опера была поставлена с успехом, да еще и бесплатная реклама была обеспечена. Самое-то смешное – Пушкина верующие почему-то не призывали сжечь.
Но вернемся к моноопере. По словам Ирины, «когда ты делаешь что-то один, когда ты остаешься один на один со зрителем, и уже не за кого спрятаться, - ты полностью открываешь всю свою актерскую сущность, ты открываешь зрителям душу. Вот такие минуты для меня праздник. Этому спектаклю очень много лет, правда, я его лет пять не пела, но всякий раз, когда я его исполняла, видела отклик в зале. Это спектакль из моего репертуара, я все время его стараюсь показывать, чтобы слушатели с ним познакомились. На самом деле, таких спектаклей не так много. Недавно в Киеве, я пела еще одну монооперу - «Человеческий голос» Френсиса Пуленка. Это произведение по Жану Кокто, очень сложный актерский монолог. Чрезвычайно сложный. Да и из оперных певцов очень редко кто исполняет монооперу. Из советских - Юренева и Вишневская пели «Человеческий голос», из западных - Мария Каллас. Это уже говорит о величии тех людей, которые берутся за репертуар моноспектакля. Мне нравятся такие эксперименты, потому что ты все время что-то ищешь, находишь и совершенствуешься. Большой театр - это уже немножечко штамп: сюда ты пошел, отсюда ты вышел, мизансцены проиграны. Конечно, ты все время проживаешь свою партию, по-новому это делаешь, но все равно там немножечко штампировано, а я люблю импровизацию. Целью моей жизни является то, чтобы я могла нести слушателям высокое классическое академическое искусство - оперу, романс, концертные арии».
Помимо выступлений в Украине, Ирина Красилина успешно гастролирует и за рубежом, особенно любит Китай. И не только потому, что ее муж, известный у нас в стране иглотерапевт, по национальности из Поднебесной. В свое время в консерватории, ее однокашниками были граждане Китая, и сейчас они с удовольствием приглашают Ирину для выступлений в опере. К тому же, по ее словам, оперное искусство в этой стране развивается быстрыми темпами, если это можно сказать об опере, и зрители тонко понимают классику. Будем надеяться, что оперу начнут понимать и у нас, в Доброполье. Вот что сказали некоторые из слушателей концерта.
Антонина: Выступление по-настоящему пронзительное. Опера и об ожидании, и об одиночестве, и о любви. Прекрасный голос певицы, прекрасная драматическая игра, даже жаль, что он длился всего полчаса, но за эти полчаса передана целая гамма простых, присущих каждому человеческих чувств.
Виктория: Мы не избалованы высоким искусством, а сегодня по-настоящему появилось желание и стремление попасть в театр. И само по себе произведение тронуло, ведь оно о переживаниях современной женщины, которая ждет своего возлюбленного, а он не приходит. Это своеобразный театр эмоций, и думаю, что такие концерты дают вдохновение не только исполнителям, но и зрителям.
Да, спектакль удался. Жаль только, что зрителей был неполный зал, что вызвано и отпусками, и временем представления – 15.00. Состоялось оно при поддержке ряда предпринимателей города, которые всегда откликаются на просьбы помочь искусству любого масштаба, будь-то солистка всемирно известной Одесской оперы или юное дарование из Доброполья. Может, есть смысл организовать еще один приезд Ирины Красилиной в наш город? Автор: Игорь Турбиевский Источник: http://dnl.dn.ua
Джерело: сайт міста Добропілля
|