2, Субота - 23:40:57
Разрекламированная чиновниками реформа системы соцвыплат, в частности, для одиноких матерей, на деле обернется замораживанием этих выплат на несколько месяцев и многими другими неприятностями для их получателей. Нововведения бьют и по матерям, у которых нет мужей, и по отцам, честно платящим алименты, и, разумеется, по детям их семей. Когда перед Новым годом Верховная Рада в спешке и суете приняла бюджет, министр соцполитики Павел Розенко гордо сообщил, что социальные стандарты в 2016 году будут увеличиваться, прожиточный минимум будет подниматься, а мамам-одиночкам будут платить больше. При этом министр не упомянул о поправках, внесенных в закон «О государственной помощи семьям с детьми». Однако, как известно, именно в деталях кроется подвох. Подвох № 1. Увы, Кабинет министров «забыл» сообщить гражданам о том, что законодательные акты, которые будут регулировать механизм подачи документов и начисления, собираются принять в ближайшие три месяца. А на эти три месяца, до 31 марта включительно, все выплаты одиноким матерям, а также временная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, приостановлены. Совсем. После принятия соответствующих законодательных актов всем семьям, имеющим право на вышеперечисленные виды помощи, придется заново собирать документы и нести их в Управления труда и социальной защиты (УСЗН, в просторечии — собесы). Если семьи смогут доказать, что имеют право на помощь, то за первые три месяца будет произведен перерасчет, а деньги вернут. Со временем. Но, учитывая изменения в законе, доказать свое право на помощь смогут далеко не все. Раньше существовали понятия «минимальной» и «максимальной» помощи одиноким матерям. Минимальную получали большинство мам. После повышения в 2015 году такая помощь составляла 436 гривен (до того — 385 грн). Максимальную получали немногие. Чаще всего — семьи, в которых трое и больше детей, неработающая мама и никакого папы. Теперь же каждая мама будет получать помощь в зависимости от совокупного дохода семьи, информацию о котором необходимо будет подавать каждые полгода. Или не будет получать. Потому что в деталях закона кроется еще один подвох. Подвох № 2. Приказ министерства «Об утверждении Методики исчисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи » в последний пока раз редактировался в августе 2015 года. Теперь в совокупный доход одинокой матери не входят доходы тех членов семьи, которые зарегистрированы с ней на одной жилплощади, как это было раньше. Например, родители-пенсионеры членами семьи уже не считаются. Зато теперь в декларацию о доходах, которую нужно будет подавать в УСЗН, придется вписать доходы одинокой матери, других детей (например, стипендию или пенсию по инвалидности), доходы мужа, в том числе и гражданского. При этом, если муж платит из своей зарплаты алименты, они все равно будут учитываться в его доходах. Из официальной зарплаты вычтут только подоходный налог. То есть, внимание: алименты государство засчитает в совокупный доход сразу двум семьям — той, в которой живет отец, платящий алименты, и той, которая эти самые алименты от него получает. Перечень того, что теперь входит в доходы семьи и учитывается при начислении социальной помощи, увеличился в несколько раз. И некоторые его пункты лишены всякой логики. Например, в семье двое детей, и один из них получает пенсию по инвалидности, которая полностью уходит на лечение. Но эта пенсия учитывается в совокупный доход при подаче документов на другого ребенка. Или, допустим, в семье трое детей. Один — студент (до 23 лет), второй — школьник, с третьим мама сидит в декрете (и получает ежемесячно 860 гривен пособия). Тогда, при оформлении документов на школьника маме нужно внести в свой доход стипендию старшего ребенка и «декретные» на младшего. Справедливости ради — одноразовая выплата при рождении ребенка в совокупный доход не входит. Но вот все остальные выплаты, которые полагаются маме до рождения ребенка и по достижении им 3 лет — будьте добры указать. Одним словом, государство стремится любыми методами увеличить количество тех, кому «лишняя» помощь от него «не нужна». Кстати, точно так же нужно указывать в совокупный доход семьи помощь, выделяемую «переселенцам». Помощь от центра занятости — тоже (полный перечень статей доходов, учитываемых при начислении помощи, можно посмотреть здесь). Но и это еще не все. Подвох № 3. Еще один прекрасный закон был принят незаметно и так же незаметно подписан президентом. Это закон, разрешающий по запросу Министерства финансов раскрывать банковскую тайну для проверки данных, которые граждане предоставили при оформлении социальных выплат. Закон предусматривает, что «с целью проведения верификации и проверки достоверности информации, представленной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других выплат, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда и фондов общеобязательного государственного социального страхования» Минфину предоставляется информация об открытых на их имя счетах (текущих, кредитных, депозитных и т. п.), операциях и остатках по ним. Для этого требуется всего лишь письменный запрос в банк. Авторы закона продумали все мелочи. Например, в случае начисления и получения соцвыплат, предназначенных на семью или домохозяйство, информация предоставляется по каждому из членов семьи или домохозяйства. И если найдется несоответствие в декларации о доходах, маме грозит не только отказ в выплатах, но и штраф. Простые примеры. Мама, сидя в декрете, продает уже ставшие маленькими ребенку одежки — чтобы было, за что купить новые. А вырученные деньги зачисляет на банковскую карточку. Или, скажем, родственники из другого города решили прислать не подарок малышу, а деньги. И отправляют почтовым переводом. Или мамочка откладывает на что-нибудь серьезное и открывает небольшой депозит, дабы на нем копились проценты. Еще мамы в декрете любят подрабатывать на разнообразных сайтах с одноразовыми заданиями, вроде набора или перевода текстов. Как правило, расчет идет на банковскую карту… Все, перечисленное выше, будет объявлено незадекларированным доходом. Закон о банковской тайне? Нет, не слышали. Как, собственно, будет насчитываться помощь. Пример для семьи из двух человек. Доход мамы + доход ребенка = совокупный доход семьи. 9000 (по 1500 грн в месяц) + 5160 (по 860 грн в месяц) = 14160: 6 месяцев = 2360: 2 человек = 1180 грн. Итак, эта последняя цифра — среднемесячный доход на каждого члена семьи. Дальше смотрим на минимальный прожиточный минимум для детей. Если у мамы ребенок до 6 лет, то ей помощь выплачиваться не будет, так как среднемесячный доход превышает прожиточный минимум. Если ребенку больше 6 лет, то такая мама может рассчитывать на помощь, которая будет равняться разнице между прожиточным минимумом и среднемесячным доходом, то есть 1455 — 1180 = 275 гривен в месяц. Временная государственная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, тоже будет зависеть от доходов семьи, в которой воспитывается ребенок. Она будет выплачиваться в размере, равном разнице между 50 % прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев. С 1 января 2016 максимальный размер такой помощи на детей до 6 лет составит 583,5 гривен, с 1 мая — 614 гривен, с 1 декабря — 656,5 гривен. На детей в возрасте от 6 до 18 лет — 727,5 гривен, 765,5 гривен, 818,5 гривен соответственно. Декларации о доходах, справки о составе семьи — все это придется подавать в УСЗН каждые 6 месяцев. Вдруг у мамы изменятся доходы или у ребенка появится папа? Самое интересное, что, с точки зрения оптимизации и адресности, эти изменения, в общем, разумны. Но, как это часто бывает в нашей стране, хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Например, в украинских селах есть мамы, у которых трое детей, и все без отца — по крайней мере, официального. Доходов, кроме социальных выплат, не имеют. Зато имеют коровок, свинок, огороды. А это — продажа молока, мяса и овощей на рынках близлежащих городов или наезжающим в село перекупщикам. За наличный расчет, разумеется. Тоже не Бог весть какой доход, да и дается он весьма и весьма тяжелым трудом. Но проверить доходы такой матери будет очень сложно. И, с учетом ее деклараций, помощь она будет получать по максимуму. А мамочка в городе — учительница к примеру — с одним ребенком, получая небольшую зарплату, помощи лишится. Ведь ее доход будет превышать три тысячи гривен. С учетом постоянно растущих цен, в том числе и на товары, которые необходимы ребенку постоянно — питание, одежда, школьные принадлежности — размеры помощи и усложненный механизм ее получения лишены всякого смысла. А значит, таким матерям остается лишь вздохнуть и потуже затянуть пояса. Джерело: http://orbita.dn.ua Мітки:
|