Для счастья беженцам не хватает гражданства и протезов. Как жили вынужденные переселенцы из Украины в Мурманской области весь этот год.
- Все идет своим чередом. Мы с мужем работаем, дочка в школу ходит. Ей, кстати, бесплатную путевку в Анапу дали. Даша сейчас отдыхает на Черноморском побережье. А до этого она с папой в Ростовскую область ездила к родственникам - у Игоря как раз отпуск был. В общем, все у нас хорошо. На хлеб с маслом хватает, и ладно. Спасибо большое и за это, - рассказывает Татьяна Гесцова, сбежавшая вместе с семьей от ужасов гражданской войны из украинского Доброполья. Жизнь с чистого листа семья шахтеров начала в Никеле: Татьяна сменила работу в шахте на труд санитарки в местной больницы, а Игорь устроился в Кольскую ГМК.
Татьяна Гесцова и ее семья живут в Заполярье обычной жизнью и благодарны северянам за мирное небо над головой. Гесцовы были на борту первого самолета МЧС, который доставил беженцев из Украины на Кольский полуостров. С тех пор прошел год, в течение которого в Мурманскую область приехало порядка пяти тысяч переселенцев. «Комсомолка» решила узнать, как сложилась их судьба в Заполярье.
- За это время Мурманск принял у себя более пятисот человек, для которых были открыты пять пунктов временного размещения (ПВР) беженцев. На сегодняшний день работает только один на Сафонова – в нем проживает 31 человек, но и его мы рассчитываем закрыть к октябрю. В основном там живут те, кто, несмотря на все свои усилия, не могут позволить себе снимать жилье. За примером далеко ходить не надо. Матери троих детей не потянуть аренду квартиры на зарплату уборщицы на судоремонтном заводе №35 «Звездочка». Ситуацию бы спасла комната в общежитие, но и такого варианта пока нет, - говорит Елена Калинина, начальник отдела по работе с обращениями граждан администрации Мурманска.
Правда, есть и более радужные истории, когда переселенцам удалось разорвать замкнутый круг. Многодетная семья Бондарь приехала на Кольскую землю 5 августа. Из окруженного нацгвардией родного города Первомайск их вывозили ополченцы – до этого они десять суток просидели в подвале, прячась от бомбежек. Прибыв в Мурманск, как и большинство товарищей по несчастью, они сначала поселились в ПВРе и лишь совсем недавно смогли зажить самостоятельно, переехав со Свердлова в съемную двушку на проспекте Героев-североморцев.
- Основная нагрузка по финансовому благополучию нашей семьи лежит, конечно, на супруге. Жена ездила подтверждать сертификат медсестры в Петрозаводск и теперь трудится в частном медицинском центре. Я же пока на два месяца устроился сторожем в 53-ю школу. Ну, и когда есть заказы, подрабатываю на упаковке перчаток в крупном строительном магазине, - делится своей историей Станислав Бондарь.
В родном Первомайске мужчина работал в шахте, но вот уже несколько лет как любимую работу ему пришлось оставить, а передвигаться теперь он может только с помощью протезов. Собственно говоря, из-за этого у него и возникли проблемы с трудоустройством. Тем не менее, Станислав не унывает, и уверен, что сможет встать на ноги в прямом и переносном смысле.
- Протезы я менял года три назад еще на Украине, их срок уже давно истек. Пока вроде держатся – хожу. Чтобы получить новые, надо оформить российское гражданство, а для этого нужна регистрация. Здесь-то и возникла главная проблема. По той, что сделали в ПВРе, гражданство не дают, а другой у нас нет. Мы уже даже письмо в главное управление УФМС написали с просьбой оказать содействие, - обозначает круг проблем Станислав.
Но пока вопрос с документами решается, семья живет обычной жизнью. Старшая дочка в этом году окончила девять классов и поступила в колледж, средняя наслаждается летними каникулами, а младшая только готовится пойти в школу через год. Жаловаться Бондарь не на что. По словам Станислава, люди на Севере хорошие, отношение к переселенцам отличное, а что еще надо для счастья?
Источник: http://www.kp.ru