4, Понеділок - 20:27:26
Ребенок и компьютер Процесс компьютеризации населения набирает обороты. Применение компьютеров приводит к активизации умственной деятельности, формирует позитивные мотивации учеников к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации. При том, использование компьютеров сопровождается рядом факторов, которые оказывают негативное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей. Основными такими факторами есть электромагнитное и электростатическое поле, шум. После длительной работы с монитором у пользователя отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущения усталости, песка, жара в глазах. Это состояние определяется как проявление астенопии, или компьютерного зрительного синдрома. Отмечаются и объективные изменения в зрительной системе: снижение остроты зрения, нарушения аккомодации, бинокулярного зрения. Основной причиной таких расстройств являются особенности зрительной работы на компьютере: частые переключениями внимания с клавиатуры на экран, анализ и корректировку воссоздаваемых на экране результатов, высокочастотная дискретность изображения, необычный контраст между фоном и символами на экране монитора, дрожания или мигания изображения, нарушения расстояния от глаз к экрану. Все это приводит к повышенной усталости зрения и общей усталости, патологических нарушений в деятельности центральной нервной системы и психики ребенка. Частота психических расстройств в виде тревоги, раздражительности, подавленности у пользователей компьютеров колеблется от 25 до 70%. Нарушение сна вызывается у 15-45% пользователей. Имеет место значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, а именно на остисто-крестцовую и трапециевидную мышцы. В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой это приводит к переутомлению нервно-мышечного аппарата. Поэтому у детей, у которых еще идет формирование мышечного аппарата, выполнения большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает нарушение нормального хода восстановительного процесса. Нарушения в состоянии здоровья усиливаются еще и тем, что школьники проводят за компьютерами значительное время как в школе, так и дома. С каждым годом увеличивается количество детей, которых можно отнести к группе компютеро - зависимых. Компьютерная зависимость (лудомания, или игровая зависимость) трудно поддается лечению, потому что является сочетанием состояния, похожего с наркоманией и навязчивыми состояниями. ВОЗ внесла компьютерную зависимость в разряд опасных психических расстройств. Ребенок становится агрессивным, забрасывает учебу, у него отсутствуют другие желания и интересы, могут появляться приступы страха, тревоги, навязчивые состояния, нарушения социальной адаптации, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти. Для профилактики отрицательного влияния необходимо выполнять основные требования к организации работы ребенка на компьютере: расстояние от екрана к глазам ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или на верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержку рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц (стул с высокой спинкой и подлокотниками). Для создания оптимального освещения рабочего места рекомендуется использовать дополнительно настольную лампу для освещения клавиатуры, светильники рассеянного света для общего освещения, жалюзи или шторы на окнах. Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 °С, при 55-62% влажности воздуха). Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно глаз, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта. . Детям до 3 лет не следует позволять пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. Дети 3-7 лет должны находиться около экрана не больше 15 минут в день, не чаще двух раз на неделю и обязательно завершать работу гимнастикой для глаз. Рекомендовано чередовать роботу на компьютере с другими видами работ, не следует проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо прогулок и других оздоровительных мероприятий. Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо выполнять специальные упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы, физкультпаузы для улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи, ног. И помните, что Вы несете ответственность за здоровье Вашего ребенка. Джерело: сайт міста Добропілля |