22, П'ятниця - 14:03:22
В Офисе вице-премьер-министра по евроатлантической интеграции развенчали главные мифы о НАТО С первых лет независимости Украины разговоры о НАТО велись постоянно: нужно туда нашей стране или нет? Внеблоковость, многовекторность и другие внешнеполитические и безопасностные концепции неизменно привлекали общественное внимание. Эмоций дискуссиям о НАТО добавили поздние 2000-е, когда началось активное общественное обсуждение плюсов и минусов (вне)блоковости Украины. Именно тогда о НАТО стало появляться очень много мифов, которые подчас живы и сегодня. Что и насколько из этого правда, разъяснили в Офисе вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины. МИФ 1: НАТО – агрессивный империалистический блокЭто утверждение пришло к нам еще с советских времен, но его используют до сих пор. В СССР целенаправленно демонизировали Альянс, чтобы поддерживать конфронтацию с Западом во время холодной войны. В момент, когда Советский Союз вводил свои войска в Будапешт, Прагу, Афганистан, обществу навязывали мысль об "агрессивном блоке НАТО". Хотя правда такова: во времена холодной войны Альянс никогда и нигде не использовал военную силу против третьих стран. После распада СССР Россия активно развивала отношения с НАТО, проводила совместную модернизацию Вооруженных сил и техники РФ, активно сотрудничала с производителями вооружений в странах НАТО. Однако после агрессии России против Украины Альянс прекратил это сотрудничество и нарастил поддержку нашей стране. Реклама С тех пор миф об "агрессивном НАТО" ожил с новой силой, чтобы показать, что деятельность НАТО якобы направлена "против России". Новая волна демонизации НАТО должна отвлечь внимание от главного: НАТО действует в ответ на агрессию, а не вызывает ее. МИФ 2: НАТО заставит Украину воевать во всем миреНи одно решение НАТО не может быть принято, если хотя бы одна страна против. Вот красноречивый пример: в 2003 году НАТО как организация не принимала участия в военной кампании в Ираке, поскольку в Альянсе разделились мнения относительно этой миссии. А что касается известной статьи 5 Североатлантического договора о коллективной обороне, то она применяется только тогда, когда одна из стран Альянса подверглась нападению. Но и тогда каждая страна должна решить, какую именно помощь она считает целесообразным предоставить. Необязательно речь идет об использовании вооруженных сил. Каждое государство-член самостоятельно принимает решение об участии в миссиях НАТО по поддержанию мира, как, впрочем, и государства-партнеры. Например, Украина вместе с НАТО участвует в двух операциях по поддержанию мира – в Исламской Республике Афганистан и в Косово. Кроме того, в миссии по поддержанию мира привлекаются исключительно профессиональные военные на добровольной основе. Благодаря этому Украина демонстрирует свою способность вносить вклад в мировую безопасность вместе с НАТО. Реклама Участие украинских военных в таких миссиях за рубежом позволяет приобрести бесценный опыт во время совместных операций с наиболее эффективными армиями мира. МИФ 3: Члены НАТО выполняют прихоти СШАМы уже говорили о том, что в Альянсе голос каждой страны имеет равный вес. Благодаря этому решения учитывают интересы всех 30 членов. Это делает невозможным превращение НАТО из стража международной безопасности в злодея или агрессора. Или исполнителя интересов одной страны. Действительно, США являются одной из самых сильных в военном и экономическом смысле государств мира, вносят самый большой военный и финансовый вклад в функционирование НАТО. Однако это не означает, что другие члены Альянса всегда соглашаются и поддерживают позицию США. Когда не было согласия на применение силы, США, имея поддержку только отдельных партнеров, проводили операции без привлечения НАТО. Например: в 2003 году организация не принимала участия в военной кампании в Ираке, поскольку в Альянсе не было единодушия относительно этой миссии. Поэтому кампания проводилась международной коалицией государств под руководством США и Великобритании. МИФ 4: НАТО вмешивается во внутренние дела стран-членовКаждая страна НАТО имеет те же права, что и до членства в Альянсе. В странах действуют собственные законы, а граждане выбирают представителей власти, которые отвечают за все решения, включая военные. В Альянсе никто не может заставить страну делать то, что противоречит ее интересам, ведь все решения принимаются консенсусом. Это же касается размещения войск государств-членов НАТО или других объектов на территории определенной страны. В то же время участие в программах НАТО и совместные проекты с партнерами открывают государству доступ к дополнительным ресурсам, в том числе и финансовым. Например, НАТО инвестирует 232 млн евро в строительство специального объекта в Польше для хранения и обслуживания военной техники США. Более того, государство уверенно интегрируется в клуб успешных и сильных демократий, является привлекательным местом для западных инвестиций. Ведь путь к членству в НАТО предусматривает проведение многих реформ: от военной до экономической, судебной, борьбы с коррупцией и др. Это именно те вещи, без которых невозможно устойчивое доверие иностранных инвесторов к Украине. Вот яркий пример: в 2017 году Черногория присоединилась к НАТО, и уже за первое полугодие 2018 года инвестиции из стран-членов в Черногорию выросли примерно вдвое. МИФ 5: Членство в НАТО Украине дорого обойдетсяКонечно, каждое государство должно тратить средства на оборону, потому что это гарантия безопасности. В НАТО, например, существует договоренность, что государства-члены должны выделять на оборону не менее 2% от валового внутреннего продукта (ВВП). В 2019 году 9 стран Альянса уже достигли этой цели, а две трети планируют это сделать до 2024 года. Выделенные средства, в частности, помогут им модернизировать собственные вооруженные силы, а чем сильнее каждый союзник, тем сильнее Альянс в целом. Для сравнения: Украина в 2019 году на национальную безопасность и оборону выделила 5,48% от ВВП, или 218 млрд гривен. В условиях продолжения вооруженной агрессии против нашего государства Украина вынуждена тратить значительные ресурсы на оборону и параллельно усиливать свою обороноспособность и устойчивость путем построения современной сильной армии по стандартам НАТО. Поэтому можем говорить, что после вступления в Альянс расходы Украины на военные нужды не станут больше. Но мы будем иметь военную поддержку союзников, доступ к более современным технологиям и разработкам, разведданным и т. п. Таким образом, участие в коллективной системе безопасности и обороны обойдется Украине дешевле, чем если бы мы сами поддерживали свою безопасность на уровне НАТО. МИФ 6: Нейтралитет – это надежная гарантия безопасностиНа самом деле – нет. К 2014 году Украина придерживалась политики внеблоковости, но это не помешало России оккупировать Крым и часть территорий Донбасса. Реальность такова: сегодня даже самые сильные демократические страны не способны в одиночку противостоять глобальным вызовам. Включая вопросы безопасности. Внедрение стандартов НАТО позволяет странам лучше подготовиться к обороне и эффективной поддержке со стороны союзников в случае внешней агрессии. Например, Швеция и Финляндия в конце холодной войны сохраняли нейтралитет, а из-за разницы в стандартах их армиям было непросто сотрудничать с союзниками. Сегодня же эти страны являются ближайшими партнерами НАТО с высоким уровнем совместимости военных сил, а их членство в Альянсе требует лишь политического решения по этому поводу. Сейчас Швеция и Финляндия усиливают сотрудничество с Альянсом для обеспечения безопасности в регионе Балтийского моря. Они проводят совместные учения, работают над развитием ситуационной осведомленности для противостояния врагу и т. п. А еще страны заключили с НАТО специальный меморандум, который упрощает передвижение войск союзников по их территории.
Джерело: https://www.segodnya.ua |