24, Неділя - 15:21:20
Во вторник, 3 сентября Верховная Рада Украины утвердила проект закона "О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины)". После подписи документа президентом закон вступит в силу. Несмотря на убедительную поддержку проекта парламентом ("за" проголосовали 373 депутата – представители всех фракций и групп, за исключением "Оппозиционной платформы – За жизнь", а также мажоритарщики), поддержку отмены неприкосновенности обществом, к решению есть вопросы. Касаются они как процедуры утверждения документа, так и его дальнейшей судьбы. А главное – последствий для политических процессов в стране, которые повлечет за собой отмена депутатской неприкосновенности. Нарушение процедуры – мифы и реальностьПервый вопрос – и он неоднократно озвучивался 3 сентября в зале (в том числе парламентариями, в итоге поддержавшими законопроект) – касается возможного нарушения процедуры утверждения изменений в Конституцию. Напомним, что согласно статье 155 Конституции, изменения в Основной закон должны пройти предварительное чтение, и на следующей очередной (!) сессии – чтение за проект в целом. Так, во-первых, нарекания вызвал тот факт, что проект прошел предварительное чтение на сессии, длившейся всего один день (такого в истории Украины еще не было). Впрочем, закон о регламенте в данном случае никак не регламентирует данный вопрос. Относительно первой сессии регламент говорит, что она созывается "не позднее, чем на тридцатый день после официального объявления об избрании не менее двух третей народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады". Сроки ее длительности не оговорены. Что касается старта второй сессии – 3 сентября, то она началась в строгом соответствии с регламентом. Который говорит, что "очередные сессии Верховной Рады, кроме первой сессии… начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года". Впрочем, как полагают эксперты, важно даже не возможное нарушение процедуры, то есть буквы закона. Де-факто был нарушен дух закона.
Второй, более тонкий момент – проведение заседания профильного комитета, одобрившего изменения в Конституции 2 сентября. То есть в период между сессиями. "Мы, народные депутаты, которые совершенно не против этого, отмечаем лишь одно: пожалуйста, соблюдайте нормы Регламента и Конституции Украины. Не потому, что мы против, а потому, что вы же понимаете, что будут народные депутаты, которые подпишут представление в Конституционный суд на отмену? Если вы не выдержите полную правильную процедуру - Конституционный суд отменит. Вот, у меня простой вопрос: комитет заседал 2 сентября, сессию мы открыли сегодня, 3 сентября, а в Законе Украины о Регламенте написано "в межсессионный период запрещается проводить комитеты Верховной Рады Украины". Вы же понимаете, что вы уже предоставили основания для отмены этого решения, которое сегодня мы проголосуем?" – отметил в ходе рассмотрения законопроекта член депутатской группы "За будущее" Дмитрий Лубинец. Заместитель главы фракции "Батькивщина" Сергей Соболев рассказал сайту "Сегодня", что на этот момент (с уточнением – норма фигурирует не в Регламенте, а законе о комитетах) представители фракции указывали представителям СН еще в ходе заседания комитета.
При этом во фракции "Слуга народа" утверждают, что никаких процедурных нарушений допущено не было. В частности, комментируя журналистам процедуру утверждения изменений, глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия отметил, что "проверили соответствие процедуры законодательству три раза. Нет никаких нарушений". Наконец, третий нюанс – это то, что при подготовке проекта не были учтены замечания Конституционного суда, который в свою очередь ссылался на вердикт Венецианской комиссии. В замечаниях, напомним, КС отметил, что "принимая решение об отмене депутатской неприкосновенности, необходимо учитывать состояние политической и правовой системы Украины – ее способность в случае полного отсутствия института депутатской неприкосновенности обеспечить беспрепятственное и эффективное осуществление народными депутатами Украины своих полномочий, функционирования парламента, а также реализацию конституционного принципа разделения государственной власти". Также Конституционный суд акцентировал, что "неприкосновенность народных депутатов Украины не является личной привилегией, индивидуальным правом народного депутата Украины, а имеет публично-правовой характер; она направлена на обеспечение безопасности народного депутата Украины от незаконного вмешательства в его деятельность, на обеспечение беспрепятственного и эффективного осуществления им своих функций и надлежащего функционирования парламента". При этом в целом КС признал проект соответствующим требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. Пойдет ли Конституционный суд против общественного мнения?Тем не менее наличие вопросов – уже повод оспорить в Конституционном суде утверждение изменений в Конституцию. И о намерении сделать это заявляли в Раде еще в день рассмотрения вопроса. Теоретически КС может отменить решение, но вот пойдет ли он на это? Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что нет.
Такого же мнения придерживается Алексей Гарань.
Отмена неприкосновенности. Плюсы и минусыТаким образом, неприкосновенность депутатов, скорее всего, станет пережитком истории. Но этот факт имеет как свои плюсы, так и минусы.
При этом, по его словам, важно, чтобы следствием отмены неприкосновенности не стали политические преследования.
Аналогичного мнения придерживается политолог Виталий Бала.
В свою очередь политолог Владимир Фесенко акцентирует, что в Конституции Украины остается норма о политическом индемнитете народных депутатов. (В ст. 80 Конституции сохраняется норма, согласно которой народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету. - Ред).
При этом эксперт считает, что на характер украинской политики это повлияет минимально.
Что касается возможных политических преследований, об угрозах которых говорят, то, по словам Владимира Фесенко, "исходя из общественных ожиданий и алгоритма действий команды Зеленского, который она сейчас демонстрирует, речь будет идти не о политических преследованиях, а о резонансных громких делах против старых элит". Если же говорить о более далекой перспективе, то, как повторяет политолог, любая авторитарная власть при желании может найти возможность надавить на депутата – существует институт неприкосновенности, или нет.
Что отмена неприкосновенности депутатов даст народуПо словам Владимира Фесенко, главный приз – моральную сатисфакцию – народ уже получил.
Иного мнения придерживается политолог Виталий Бала.
Это мнение подтверждает и народный депутат Сергей Соболев.
Джерело: https://www.segodnya.ua |