24, Неділя - 06:00:00
Украинская газотранспортная система – одна из крупнейших в мире – в свое время строилась именно как транзитная, и эту функцию она добросовестно выполняла еще с советских времен. Однако 31 декабря 2019 года истекает срок действия украино-российского договора о транспортировке газа в Европу через украинскую ГТС, который был заключен в 2009 году. А подписание нового договора сегодня под большим вопросом из-за строительства Россией нового газопровода "Северный поток-2". Чем ближе к завершению действия договора, тем активнее идут дискуссии, что дальше. Будет ли продолжаться транзит российского газа по территории Украины? А если да – на каких условиях? И что в экономическом плане потеряет Украина от изменения условий или прекращения договора с российским "Газпромом"? Кто потеряет от прекращения транзитаЭксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев обращает внимание, что не следует отождествлять доходы/убытки НАК "Нафтогаз Украины" и доходы/убытки самой Украины.
"Нафтогаз" по форме собственности – акционерное общество. И, хотя 100% акций его принадлежат государству, госбюджет получает от компании только налоги и часть прибыли как дивиденды акционеру. Например, в 2014 году, согласно Бюджетному кодексу, компания должна была перечислить в бюджет только 30% чистой прибыли, в 2016-м – 50%, в 2017-м – 75%. О том, что доходы "Нафтогаза" и государства Украина – не одно и то же, свидетельствует, в частности, и тот факт, что НАК в настоящее время судится со своим акционером, государством Украина, за 6 млрд грн, которые он якобы недополучил из-за поставок газа населению по сниженной цене. Геннадий Рябцев подчеркивает: от прекращения действия договора непосредственные убытки понесет "Нафтогаз Украины" или та компания, которая будет заниматься транзитом к тому моменту, когда заработает "Северный поток-2". Напомним, в настоящее время идут разговоры о необходимости анбандлинга, т. е. разделения НАК "Нафтогаз Украины" по зонам ответственности. Это требование в том числе международных партнеров Украины. "Нафтогаз" – огромная компания со сложной структурой, в ее состав входят 8 дочерних компаний и предприятий, два государственных и два негосударственных акционерных общества ("Укргаздобыча", "Укртрансгаз", "Укрнафта", "Газ Украины" и др). И далеко не все эти предприятия прибыльные. Анбандлинг позволит более эффективно реформировать работу по каждому из направлений деятельности "Нафтогаза", улучшив экономические и финансовые результаты, считают, в частности, в Евросоюзе и Европейском энергетическом сообществе. Сколько "Нафтогаз" получает от транзита газаПо словам экономического эксперта-аналитика Бориса Кушнирука, транзит газа является наиболее прибыльной статьей дохода "Нафтогаза".
Что касается сумм, которые "Нафтогаз" получал от транзита газа и которых он может лишиться после прекращения действия договора, то, например, в финансовой отчетности НАК "Нафтогаз" за 2017 год указано, что доход компании от транзита природного газа составил около 74 млрд грн. Примерно такие же цифры – в районе 2-3 млрд евро – приносил "Нафтогазу" транзит российского газа и в другие годы. Однако при всем этом компания, которая, собственно, и занимается транспортировкой газа и которая входит в структуру "Нафтогаза" – "Укртрансгаз" – до сих пор остается убыточной. Например, сообщалось, что убытки "Укртрансгаза" за 2017 год составили свыше 24 млрд грн, причем по сравнению с 2016-м они выросли в 4 раза. В 2018 году за 9 месяцев (последние данные) убытки компании-транзитера уже превысили 22 млрд грн. Соответственно, в такой ситуации вряд ли можно говорить о том, что Украина получает какую-либо прямую выгоду от транзита российского газа в Европу. Сколько Украина получает от "Нафтогаза"До 2017 года государственный бюджет Украины не получал какой-то финансовой пользы от хозяйственной деятельности "Нафтогаза". Скорее, наоборот. Согласно финансовой отчетности компании, 2013 год она завершила с чистым убытком 18,7 млрд грн, 2014-й – с убытком почти 90 млрд грн, 2015-й – 35 млрд грн. В 2017 году, правда, впервые за 10 лет компания вышла в плюс, заработав 39 млрд чистой прибыли. В следующем, 2018 году "Нафтогаз" перечислил в госбюджет просто рекордную сумму – 136,5 млрд грн, из которых 29,5 млрд грн дивиденды. В компании гордо сообщили, что "поступления от группы "Нафтогаз" составили около 15% общих доходов государственного бюджета в 2018 году. Впрочем, эксперты напоминают, что такие рекордные результаты у компании получились благодаря решению Стокгольмского арбитража.
Если бы не особенности учета, реальный доход "Нафтогаза" оказался бы вдвое меньшим. Поэтому "показатели "Нафтогаза" за прошлый год не совсем корректны с точки зрения долгосрочной перспективы", говорит эксперт. Потери от транзита можно компенсировать добычейВ 2020 году есть два варианта развития событий, полагают эксперты. Если новый контракт не будет подписан вообще, Украине придется консервировать свою ГТС и использовать лишь частично – для транспортировки газа в реверсном режиме, с запада на восток, для внутренних нужд. В этом случае транспортировка газа и содержание ГТС станут убыточными, объясняет Борис Кушнирук. Второй вариант – что соглашение с Россией будет подписано. "Но тогда Россия будет делать все, чтобы качать через Украину минимум, не больше 40 млрд кубов. Если же транзит составит меньше 40 кубометров – доходы от него не будут покрывать затраты на содержание ГТС, и в таком случае транзит Украине станет просто невыгоден, лучше ее просто консервировать", – говорит он. В любом случае доходы "Нафтогаза", конечно, уменьшатся. Впрочем, Геннадий Рябцев считает, что эти убытки легко можно компенсировать за счет других видов деятельности.
Напомним, ранее мы выясняли, разбавляют ли в Украине газ для бытовых нужд граждан. Джерело: https://www.segodnya.ua Мітки:
|