Без цыган, негров и родителей – по каким учебникам будут учиться наши дети

Переглядів: 1252 0 21.06.2018 в 09:30:42 Освіта
Без цыган, негров и родителей – по каким учебникам будут учиться наши дети

Министерство образования и науки выявило, что школьные учебники совершенно не отражают действительность и усеяны стереотипами и дискриминационными штампами. Журналисты ZI обговорили с экспертами макеты учебников для начальных классов.

В учебниках для начальных классов, которые готовятся к печати за государственный счет, специальная Антидискриминационная комиссия при Министерстве образования выявила сотни вопиющих нарушений.

Современные методы образования диктуются новыми укладами жизни. Чтобы вырастить грамотное и толерантное новое поколение, необходимо с детства вкладывать в детские головы понятия гуманизма. А как это сделать, если учебники не совсем соответствуют этим стандартам? Именно такое заключение сделали специалисты Антидискриминационной комиссии после анализа книг для первоклассников.

 



Исследовали книги на наличие стереотипов и дискриминационных штампов лучшие умы Украины. В рабочую группу, которая создана в соответствии с приказом МОН № 713 от 03.07.2015), вошли 25 ведущих специалистов (кандидаты и доктора наук), представляющих различные высшие учебные заведения (в частности – педагогические), общественные организации Украины, или являются соответствующими сотрудниками МОН. Методология антидискриминационной экспертизы и сертификационная программа были разработаны на основе исследований в этой области и международных отчетов UNIСEF о случаях дискриминации в учебниках разных стран мира.

По каждому учебнику для маленьких украинцев выявлены десятки замечаний. Например, в книгах экспертиза обнаружила немало недопустимых для демократической страны анахронизмов вроде слов «негры», «жиды», «цыгане».

 

 



В учебниках полностью отсутствуют герои, представляющие людей с инвалидностью, хотя по официальным данным около 2,5 млн человек имеют ограниченные физические способности. И это при том, что реформа образования предусматривает наличие в каждом учебном заведении инклюзивных классов, то есть дети с особыми потребностями не смогут найти отражение себя в книгах. Благодаря работе Антидискриминационной комиссии появилась возможность включить в учебники людей с инвалидностью и сделать их частью картины мира, которую создает школа у детей. Изменится и образ пожилых людей, которых зачастую представляют немощными.

В учебниках будут заменено слово «родители» на «родные», поскольку 40% детей в Украине проживают в неполных семьях. Речь идет и о детях, которые живут исключительно с дедушками и бабушками, со старшими братьями и сестрами, с тетями и дядями.

 

—Таким образом, — считают члены комиссии, — задание в учебнике вроде «Вместе с родителями составьте распорядок дня вашей семьи» или «Вместе с родителями обсуди, где можно играть» подчеркивают ограниченные возможности почти половины украинских детей, заставляют их чувствовать собственную неполноценность. Это недопустимо. Именно поэтому и предложено заменить слово «родители» на «родные».

Эти и другие выводы опубликованы на сайте Министерства образования и науки. Мы попросили экспертов объяснить, зачем нужна эта комиссия, и какие «бомбы замедленного действия» вложены в учебники, если не следовать рекомендациям.

— Такая экспертиза учебников, как говорится, нужна была еще вчера. Результаты дискриминации — негативные последствия психического, физического, личностного, экономического, социального, политического характера, — комментирует Анна Мягких, преподавательница правовых дисциплин НТУ «Днепровская политехника», руководитель ОО «Гендерний клуб Дніпро». — Проще говоря, дискриминация приводит к физическим и психическим страданиям (тот же буллинг в школе; есть родители, которые в здравом уме за буллинг?), бедности, невозможности самореализации в обществе, отсутствие возможности влиять на принятие решений и т.д. Противодействие дискриминации — залог успешности нас, наших детей и общества в целом.

 



Важно сделать акцент на целях антидискриминационной экспертизы: убрать из учебников все, что может привести к формированию в мировоззрении детей стереотипов, приводящих к дискриминационным практикам. Именно поэтому материалы учебников должны быть, например, проиллюстрированы максимально широким спектром персонажей — разных возрастов, наций, полов и т. д. Тогда любой ребенок будет видеть для себя ролевые модели и не будет чувствовать себя исключенным.

 

Неправильно сужать все обсуждение только к одному вопросу: писать родители или папа/мама. Но так как этот вопрос все время звучит, приходится давать ответ и на него. А ответить очень просто. Давайте будем учитывать потребности реальных людей, не чьи-то утопии. Учитывая, что в Украине дети в 40% случаев воспитываются не в семьях, где папа/мама/я (т.е. воспитываются или папой, или мамой, или бабушками/дедушками, или в приемных семьях; причин такой ситуации много, это отдельный разговор) — лучше действительно говорить родные, чтоб не травмировать деток.

 



Юристка, участница Феминистической образовательной группы «Резистанта» Елена Зайцева считает, что работа экспертизы подчеркивает норму закона Украины, где речь идет не только о дискриминации на основании пола, национальности, веры или сексуальной ориентации, но также касается защиты детей из неполных семей, детей, которые воспитываются родственниками, детей с инвалидностью, внутренних переселенцев.

— Важно понимать, что основой экспертизы является уважение к правам человека, защита чести и достоинства людей, а сама экспертиза базируется на значимых правовых международных документах, — комментирует эксперт. — Например, всеобщая декларация о культурном разнообразии ЮНЕСКО в статье 1 говорит о том, что «...культурное разнообразие столь же необходимо для человечества, как биоразнообразие для природы», а Конвенция о правах людей с инвалидностью подтверждает необходимость «уважения различий и принятия людей с инвалидностью как человеческого разнообразия и гуманности» для защиты прав таких людей. Учитывая ужасающие данные об объемах и жестокости домашнего насилия в Украине (жертвами которого в примерно 90% случаев являются именно женщины), не менее актуальной остается защита прав женщин, в частности согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Даже если учебник не содержит прямых уничижительных ремарок по отношению к уязвимым группам населения, многие учебники продолжают воспроизводить стереотипные представления, которые приводят к дискриминации. Например, стереотипные роли мужчин и женщин в обществе, массово рекламируемые в учебниках, приводят вовсе не к сохранению каких-либо ценностей, а к ограничению прав женщин (например, роль мужчины как «добытчика» или «главы семьи» неизбежно ведут к разнообразным запретам мужа жене, дееспособной взрослой личности, в 21 веке при декларативном равенстве полов). Насаждаемые в том числе в учебниках, в иллюстрациях, в задачках или примерах, эти стереотипы продолжают усугублять неравенство между полами, создают ограничения свободы выбора профессии или внушают убеждение об отсутствии у детей определенного пола способностей и талантов в отдельных сферах, что в корне неверно.

 

 

 
 

Джерело: http://zi.dn.ua


Агентство недвижимости Дом Доброполье



ComForm">
avatar
Наверх