В районе закончилась страда. Итоги не сильно обрадовали. Впрочем, сельчане такой результат предвидели и понимали, что на 82 тысячи тонн ранних зерновых, как в прошлом году, не вытянут. Так и вышло: удалось получить только половину, по 20 центнеров с гектара. Весна, ударившая заморозками по посевам, аукнулась голозерницей - пустым зерном. Летняя засуха его придавила высокой температурой и не дала созреть.
Но списывать неудачи на господа Бога, который не побеспокоился обеспечить необходимые природные условия, они не спешат. Есть вполне земные причины для такого результата, и разбираться с ними нужно отнюдь не в небесной канцелярии.
28 августа начнется сев озимой пшеницы - задел на будущий урожай, и при сегодняшней обстановке тот тоже вполне может оказаться под угрозой. Нынешний недород ведь, по сути, был заложен прошлой осенью. И не руководителями местных хозяйств, их районным начальством, а... правительством, которое не выдало кредиты.
Не имея средств, фермерские хозяйства не смогли вовремя подкормить землю необходимыми удобрениями. С голодухи та и не расстаралась. Уверенности в том, что она будет щедрее потом, тоже нет. Ведь закупочные цены на зерно и фактическая себестоимость обработки одного га явно не стыкуются. Сельчане работают себе в убыток, затрат куда больше, чем прибылей. Особенно, когда зерно на выходе фуражное. Когда к процессу купли-продажи подключаются трейдеры (между собой народ с иронией именует их рейдерами), то и подавно. В этой круговерти более-менее могут выстоять только крупные хозяйства (в районе шестнадцать ООО), а вот девяноста с лишним фермерским приходится выкручиваться изо всех сил. К слову, официальные цены на зерновые устанавливаются лишь в середине ноября... Образно говоря, когда все поезда уже ушли. Народную мудрость: что посеял, то пожнешь, еще никто не отменял, а закладывать новый урожай с дефицитом по финансам - дело пустое.
- Землю не обдуришь, - говорит председатель райгосадминистрации Юрий Середа. - Она воздает по усилиям. У нас и с техникой всё в порядке, и с ГСМ, и с рабочей силой. А итоги не радуют.
Как и то, что до сих пор в стране не отлажен механизм передачи земли в другие руки на право пользования ею. Раньше, кто хотел поработать от души, писал заявление и начинал пахать в самом прямом смысле. Теперь же процедура «усыновления» кормилицы упирается в иностранное слово «аукцион». Но до ума государственные мужи сию процедуру так и не довели. Ясное дело, им не до того: они в вечной борьбе за кресла. Итогом же для сельчан становится зависание земель. В Добропольском районе таким образом гуляет тысяча гектаров. Их бы отдать в хорошие руки, но сделка по-простому и понятному запрещена, и прорастают они бурьяном вместо того, чтобы радовать урожаем.
Следующий этап - сбор подсолнечника, под который засеяно 37 процентов площадей. Сельчане надеются, что хоть эта культура их не подведет. Им руки опускать нельзя. И рассчитывать, судя по всему, нужно только на себя. На поддержку государства надеяться - себе в убыток...
Елена Карпенко. Фото Юрия Хобы.